Человечество в общей своей массе страшно консервативно. И ладно там столь сложные в нравственном отношении вопросы, как отношение к абортам, праву на распоряжение человеком собственной жизнью или выбору сексуальной ориентации. Но человечество консервативно технологически. Все эти сотни миллионов проданных смартфонов и тотальное проникновение интернета вовсе не являются свидетельством того, что человечество изменилось. Нет, оно осталось точно таким же, как было. Просто со смартфонами и интернетом.
Нет, я не про то, что русский бюджетник, получив зарплату на карту, немедленно идёт к банкомату, чтобы вынуть всю эту зарплату наличными. И не про то, что в любом самом незначительном бланке мы до сих пор должны писать от руки, что предъявлен паспорт, серия, номер, выдан тем-то тогда-то, и зачем это нужно, вообще непонятно, поскольку из одного только номера паспорта напрямую следует, когда и кем он был выдан. Всё это исправимые технологические детали.
А есть вещи глубинные, фундаментальные. Более важные, чем даже религиозное самосознание. И важнейшим диссонансом между современным уровнем развития технологий и человеческой природой является абсолютная неготовность подавляющего большинства людей соответствовать уровню открытости информационной инфраструктуры.
Ярчайшим доказательством этого тезиса является клиническая истерика, которую мы наблюдаем в англосаксонском политическом мире в отношении так называемых русских хакеров. Русские хакеры взломали базу данных WADA. Русские хакеры публикуют переписку Хиллари Клинтон. Русские хакеры могут всё. И вот уже правительство Великобритании издаёт внутреннее распоряжение запретить использование министрами часов Apple Watch. «Несмотря на то, что в кабмине при Дэвиде Кэмероне несколько министров носили умные часы Apple, включая экс-министра юстиции Майкла Гоува, при Терезе Мэй министрам запретили их носить в связи с обеспокоенностью, что они могут быть использованы хакерами в качестве подслушивающих устройств», — говорится в сообщении The Daily Telegraph.
Вот бывает, когда собака, играя, хочет догнать свой собственный хвост. А тут мы видим, как серьёзные политики в хороших костюмах пытаются от самих себя убежать. Великобритания — страна, где камер наблюдения на улицах и в помещениях больше, чем в любой другой стране мира. И министры этой страны боятся, что часы на их руках смогут что-то подслушать. И вместо того чтобы перестать этого бояться, они запрещают часы.
Но это сегодня часы, а завтра это будут ручки, беспроводные гарнитуры, охранные датчики портфелей и всё что угодно. Убегать бессмысленно, потому что убежать невозможно. Технологии всё равно догонят и перегонят, и единственный способ не бояться этого — измениться.
Не хотите бояться, что ваши голые фоточки утекут в интернет? Так не делайте голые фоточки. Не хотите, чтобы ваши утехи с любовницей увидела по федеральному телевидению ваша жена? Не заводите любовницу. Не хотите бояться, что камера снимет о вас что-то предосудительное? Не делайте предосудительного. Живите так, как будто на вас всё время смотрит скрытая камера. И вы увидите, что, во-первых, в этом нет ничего сложного, а во-вторых, это сильно облегчает жизнь. Просто потому, что примиряет вас с самим собой и окружающим миром.
Причём что интересно — когда-то человеческое общество было именно таковым. Общинный строй предполагал полную открытость. Все были на виду просто потому, что спрятаться было некуда. Всё изменила урбанизация. В больших городах люди получили возможность жить в одиночестве и не умереть с голоду. А также возможность затеряться в толпе. Что и породило у человека напрасные мечты о возможности некоей анонимности. Которой, конечно, никогда не было, ибо если вы кому-то понадобитесь, то вас, поверьте, всё равно непременно найдут.
И вот развитие информационных технологий снова ставит человека перед необходимостью измениться. Что же делает человек? Он пытается изменить технологии. Затолкать зубную пасту обратно в тюбик. Придумывает законы о блокировке сайтов, об удалении информации из поисковой выдачи, о расшифровке интернет-трафика. А мироздание и история смеются над таким человеком. «Эй, человек! — хохочет мироздание, — А ты знаешь, сколько микрофонов в твоём автомобиле? Да ты даже не подозреваешь об этом! У тебя камера и микрофон в телевизоре, который стоит в твоём кабинете, ведь ты же хотел дорогой телевизор? У тебя принтер, на котором ты распечатываешь служебные документы, подключён по WiFi, знаешь, что это значит? Беспроводные клавиатура и мышь — это удобно и модно, но теперь мы знаем всё, что ты вводишь. Твой сейф открывается с помощью отпечатка твоего пальца? Отлично, скорее разблокируй же свой iPhone».
А ведь то же самое, что касается простых людей, касается и любых организаций. WADA не хочет скандалов с разоблачениями? А не надо скрывать, что вы разрешаете чемпионам амфетамины. Так и скажите: вот золотая медалистка, принимала амфетамины. Хиллари Клинтон не хочет, чтобы в её переписке вскрывались неприятные вещи? А не надо делать неприятные вещи, и всё.
Вот хороший пример — правообладатели. Когда файлы лежали на серверах, они боролись с серверами. Победили серверы — появились файлообменные сети. Стали бороться с сетями — победили сети. Появились торренты. Стали бороться с торрентами. Победили? Ну, посмотрите на Рутрекер. По суду он запрещён. По факту он отлично работает, только теперь больше не вступает в переговоры с правообладателями, как раньше. Двадцать лет огромная глобальная индустрия пытается побороть технологии — и не может. Потому что это попросту невозможно. Технология изменится, и всё начнётся сначала. Но нашлись умные правообладатели, которые не стали воевать с технологией, а повернулись к ней лицом. И предоставили фильмы интереснее, чем на условном Рутрекере, с качеством лучшим, чем на Рутрекере, и на нормальных условиях. И люди ушли с Рутрекера и пришли к этим правообладателям.
То же самое однажды неизбежно придётся сделать и всем этим правительствам с депутатами: перестать убегать от технологий и повернуться к ним лицом. И сказать: вот мы, мы прозрачны, нам от вас нечего скрывать.
Причём этот процесс уже идёт, и Россия в этом процессе не в отстающих, а в лидерах. У нас полно ведомственных автоматизированных систем, из которых мы можем узнать многое из того, о чём начальники, быть может, нам рассказывать не хотели бы. И государственные устои от этого не пошатнулись. Конечно, мы периодически сталкиваемся со смешнейшими попытками некоторых людей скрыть то, что уже и так стало известно. Но эти люди уже проиграли. Как уже проиграли и эти вот жалкие английские министры, которые до сих пор живут в XIX веке и боятся, что кто-то с помощью часов узнает их жалкие тайны. Узнает, конечно. И если не с помощью часов, то с помощью чего-то другого. Просто в XXI веке не надо иметь никаких тайн. Надо быть открытым и честным. И тогда вы станете неуязвимы.
Потому что умные вещи создавались для умных людей. А глупые люди умным обязательно проиграют.
Максим Кононенко