Каждый раз, когда я наблюдаю людей покупающих ректификованный спирт с этикеткой «водка», меня не покидает ощущение, что я присутствую при какой-то афере, жертвой которой, естественно, является тот, кто платит деньги.
Действительно, я не вижу принципиальной разницы между людьми, покупающими водку дорогую, средней стоимости, или условную настойку боярышника в аптеке, и тому есть несколько причин.
Надо начать с того, что современная водка является по-настоящему уникальным напитком – потрясающим как по количеству мифов, с ней связанных, так и по свойствам. Это единственный известный мне вид популярного в наше время крепкого алкоголя, который, в лучшем случае, просто не вкусен. Нет людей (за редчайшими исключениями, подтверждающими правило), которым нравились бы вкус и аромат этой жидкости, и вся культура употребления современной водки построена на том, чтобы минимизировать, или вовсе убрать неприятные ощущения при ее употреблении (сильно охладить, немедленно закусить или запить, замаскировать другими ингредиентами) и перейти уже непосредственно к её воздействию на организм, то есть опьянению.
Таким образом, в отличие от подавляющего количества видов алкоголя, дарящих нам удовольствие в процессе употребления (в основном, благодаря вкусу и аромату), нынешняя водка является напитком для результата. Уже в этом самом ее свойстве кроется причина, по которой она является спиртным для маргинальных слоев общества, и человеку, который себя ценит и уважает, просто неприлично такое пить.
Нет нужды упоминать мифы, которые окружают водку – мы регулярно выкладываем для всеобщего ознакомления результаты работы Бориса Родионова в области истории русских напитков, и те кто интересуется этим вопросом, уже знают, где правда, а где ложь. Но водка, с её многообразием этикеток, не сдается. И старается показаться не тем, чем она является – просто спиртом, разбавленным водой – с помощью нехитрых уловок. Одна из них, это утверждение, что водка бывает разной, и её вкус, а так же качество зависят от сырья. Действительно, существуют разные типы спирта, идущего на изготовление водки, с разделением по количеству не зернового крахмалсодержащего сырья. Но не лукавство ли это, если в итоге, после ректификации, мы получаем 96% этиловый спирт, и 4% воды, независимо от того, что решили перегнать? Что нам сообщит вкус и характер изначального сырья? Не будет ли спирт из картофеля идентичен, в этом случае, такому же точно, по химическому составу, спирту из соложеного зерна? А если использовать целлюлозу, то кто заметит разницу, ведь состав опять таки точно такой же? Таким образом, элитная водка из ржаного солода, ничем не отличается от всем известной «табуретовки», кроме этикетки, если говорить о самом спирте. А ведь мы все ценим шотландский и японский солодовый виски за их роскошные ноты ячменя, текилу и мескаль за характерные привкусы агавы, бурбон за ту палитру, которую ему дает набор злаков во главе с кукурузой – словом всё то, из чего мастера своего дела создают элиту мира вкусного алкоголя. Потому что нам не всё равно, что пить. И употреблять при этом продукт химической промышленности, созданный неизвестно из чего, просто дурной тон.