Чет накатило воспоминания об отрочестве.
В конце 80-х годов мой южноукраинский город Херсон, по словам приезжих знакомых и родственников, стал напоминать спортивный лагерь - все подростки и юноши сплошь ходили с очень короткими прическамии и в спортивной одежде.
Атмосферу того времени хорошо передает фильм "Америкен Бой", который снимался как раз в Херсоне и кроме звездных Пескова и Гострюхина Гостюхина актеры и массовка все сплошь местные.
Особо любопытной мне представляется сленговая субкультура молодежной среды того времени, а также некоторые обычаи. Не беру на себя смелость охватить все аспекты, а так, кое что вспомню.
Например нельзя было забирать у кого то последнюю сигарету. Вот "стреляешь" а тебе в ответ - последняя. И ты не берешь. Но есть исключение - последнюю взять таки можно, но только вместе с пачкой. Так почему то можно. А иначе нельзя, или, как тогда говорили, в западло. Вот тоже слово, в которое мало вникали, но все же употребляли. Синоним "в падлу". Хотя это часто путали и употребляли вместо слова "лень". Говорили "мне в падлу вставать идти делать чай". Хотя следовало бы сказать в таком случае "облом". Но это путали.
Потом за стрельнутую сигарету или если кто дал спичек прикурить - нельзя было говорить в ответ "спасибо", только "благодарю", вот уж не знаю почему, но никак нельзя было.
Нельзя было ничего из своих проблем в отношениях со сверстниками говорить родителям. Это называлось "стучать", а прослыть стукачом - это очень, очень плохо.
Решать проблемы в отношениях полагалось с помощью "подписки" - авторитетного друга или группы друзей, которые могли "подписаться" за тебя - замолвить словечко. Или стать рядом в случае силового развития конфликта.
Если в твоих словах сомневаются тебе предлагали "ответить". Так и спрашивали "отвечаешь?" Или более грозный вариант "отвечаешь на пацана?" То есть в случае разоблачения лжи тот, кто "ответил" объявлялся"не пацаном", и это было очень плохо. Разоблаченный еще мог быть объявлен "балаболом" и это ещё хуже. Наказание, правда, было не летальным - не пацана, балаболом и стукача подвергали насмешкам и легким телесным наказаниям. Хотя для подростка такое отношение очень болезненно в моральном плане.
Понятно, что эти словечки и обычаи корнями из мест заключения. Но в более мягком варианте, конечно. Ибо понятий "пидор", "опущенный", "петух" в среде обычных подростков тогда еще не было. И массовых драк с применением арматуры как, например, в соседнем Кривом Роге того времени у нас не было. Но вот было как то так, и с этим приходилось мириться. Хотя мне не совсем по душе было такое положение дел. И я воспользовался еще одним обычаем того времени. Дело в том что, почему - то музыканты были некоей кастой неприкасаемых. Например, компания гопников (хотя тогда не было такого слова, а говорили "босота") обязана была отпустить без нанесения увечий и реквизиции ценностей человека, который называл себя музыкантом. Но после обстоятельного "базара" в ходе которого принадлежность к музыкантам тщательно проверялась. И упаси Боже не пройти проверку!
Я попросил отца купить мне гитару, научился бренчать и примкнул к небольшой типа рок группе. Теперь, за исключением необходимости пару раз спеть авторитетам на районе "окурочек" Алешковского, соблюдать "понятия" я был не обязан и примкнул к другой субкультуре того времени. Но о ней позже напишу, может быть.