Ни для кого не секрет, что наши соотечественницы считаются одними из самых красивых женщин в мире. Из года в год заморские женихи приезжают в Россию за русскими жёнами. А вот высказывание о том, что русские мужчины завидные красавцы, скорее всего вызовет смех или саркастическую улыбку.
Однако, если обратить свой взор к портретам и фотографиям прошлых столетий, можно с удивлением обнаружить, что с них на нас глядят мужчины приятной внешности с гордо поднятым подбородком и тонкими чертами лица. Что же произошло с внешним обликом сильного пола России? Почему считается, что среди россиян нет красавцев, а крылатые выражения убеждают нас, что «Красота для женщин, а остальное — для мужчин» и «Нет ничего уродливее мужчины, который мнит себя красавцем»?
Когда мы говорим о брутальности мужчины, приравнивая её к красоте, мы всё же больше имеем в виду качества личности, такие как: сила духа, смелость, воля и упорство, внутренняя уравновешенность и непоколебимость, а вот говорить о мужской красоте, как о внешнем образе, в нашей стране считается неуместным.
Ещё со времён уничтожения аристократии и интеллигенции, как класса, мужская красота стала приравниваться к противопоставлению себя революционно настроенному обществу. В основании аристократии лежала идея того, что государством должны управлять только избранные, лучшие умы, а так как «бытие определяет сознание» — уничтожить такой образ жизни, который призывал бы мужчину следить за своей внешностью, стало важной задачей по построению нового общества.
Таким образом, мужчины вынуждены были мимикрировать, чтобы слиться с преобладающим рабоче-крестьянским «стилем», не допускающим бережного отношения к своей внешности и уделения вопросу «формы», а не «содержания» должного внимания. Наравне с этими изменениями женщине всё ещё продолжала отводиться «декоративная» функция, что позволяло даже самой идейной представительнице слабого пола иметь цветастую косынку и бусы (на всякий случай).
Серьёзным кризисом для оценки внешности мужчин можно считать послевоенный период, начинающийся с 1945-го года. Когда искалеченные физически и морально мужчины начали возвращаться с фронта, выражения «с лица воду не пить» и «лучше плохонький, да свой» распространились повсеместно.
Женщинам в этот период дефицита представителей противоположного пола приходилось напротив с удвоенной силой работать над своей внешностью, чтобы быть конкурентно способными в борьбе за свободного партнёра.
Периодически общество будоражила идея о том, что «в человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли…», возникали различные движения и субкультуры. Одним из наиболее ярких всплесков можно считать период появления стиляг. Субкультура стиляг явилась своеобразным стихийным протестом против принятых в советском обществе стереотипов поведения, единообразия в одежде, музыке и стиле жизни. До середины 60-х годов стилягами в советской прессе (а также в моралистической риторике должностных лиц и «сознательных граждан») именовали вообще молодых людей, следовавших модным веяниям и уличаемых в аморальном образе жизни.
Следование определённому стилю и трата времени на уход за своей внешностью приравнивались к полной деградации и нещадно высмеивались обществом. Не трудно догадаться, что в первую очередь под шквал насмешек и нападок снова попадали представители сильной половины человечества, от которых ждали подвигов у станка или доменной печи, а не побед над непослушной чёлкой перед зеркалом.
Не последнюю роль в формировании отношения к мужскому и женскому образу играет и отечественный кинематограф. Если просматривать киноленты, начиная с довоенных лет и заканчивая фильмами современности, можно погрузиться в мир женских образов и проследить, как менялось понятие о женской красоте от десятилетия к десятилетию. Конечно можно по разному относиться к тому или иному модному направлению и транслируемому в массы образу, но сказать, что женская внешность всегда имела большое значение, можно наверняка.
А вот мужской образ положительного героя, призванный будоражить умы тысяч женщин, выглядит, на фоне разнообразия женских типажей, весьма посредственно: клетчатая рубашка, растянутая майка или свитер, порванные кеды, несуразная куртка и кепочка или недельная щетина в довершении всей картины. Если на экране вдруг появляется мужчина в элегантном костюме с тщательно уложенными волосами, мы сразу догадываемся, что это отрицательный персонаж, и в скором времени режиссёр предъявит нам «двойное дно» этого субъекта.
Большая часть отечественных фильмов учит нас любить мужчину не за внешние данные, а за редкие душевные качества, которые (по странному стечению обстоятельств) коррелируют только с неопрятностью и пренебрежением к своему внешнему виду.
Сколько бы не пропагандировалась в нашей стране толерантность и креативность, в отношении мужской внешности, общество всё ещё очень и очень консервативно. Конечно же певца, который выходит на сцену с длинными волосами в блестящей куртке не отнесут к разряду сумасшедших, но когда он с той же причёской отправится в супермаркет рядом с домом, слова, сказанные людьми из очереди, будут иметь мало общего с проявлением толерантности и эмпатии.
Ещё одним парадоксальным явлением можно назвать «мужской» способ транслирования своего не бедственного материального положения, принятый у наших соотечественников. Карикатурная зарисовка с оригинала, принятого в европейских странах, когда достаточно обеспеченные люди выглядят элегантно, но скромно, в исполнении мужчин России выглядит, как выход из новенького лексуса в тренировочных штанах и шлёпанцах на босу ногу и восседание в первом ряду Большого театра с немытыми волосами в заношенном свитере с катышками.
Какие установки мешают нашим мужчинам быть красивыми…
Проанализировав причины, которые мешают нашим мужчинам следить за своим внешним обликом, становится очевидным то, что практически все они связаны с установками и шаблонами, навязываемыми обществом, а не личными качествами самого человека.
— это не мужской цвет (с самого детства родители начинают разделять цветовую палитру на «мужскую» и «женскую», скупая для девочек все оттенки розового, а мальчиков окружая исключительно синей гаммой, доходит до того, что маленькие мальчики могут отказываться рисовать «девчачьими цветами»);
— не крутись у зеркала, как девчонка (обычно такую установку дают родители, когда прерывают естественный процесс познания себя и возможностей своей мимики замечаниями в адрес маленького мальчика);
— могут подумать, что ты нетрадиционной ориентации (под строгую критику могут попасть не только женственные силуэты костюма, но и слишком ухоженная кожа, аккуратный маникюр, удлинённые причёски, занятия танцами или гимнастикой, даже слишком изящные черты лица, которые призывают скрывать с помощью усов, бороды и неудачной стрижки);
— с такой внешностью тебя побьют (это стереотипное поведение по вытравливанию и неприятию непохожих, «чуждых» членов общества прочно укоренилось в нашей стране ещё с тех времён, когда человека калечили не только за внешнее отличие, но и за принадлежность к соседнему двору);
— настоящему мужику некогда за собой ухаживать (если мужчина не хочет прослыть бездельником и нарциссом, зацикленным на своей внешности, он скорее согласиться прийти на работу в футболке с пятном от кетчупа, чем признается, что любит рубашку с наглаженным воротничком).
Многие установки, которые мешают нашим мужчинам чуть больше внимания уделять своему образу, внушаются именно женщинами. Ведь если мужчина выглядит «чуть краше обезьяны» любая, даже самая невзрачная дама, будет смотреться рядом с ним таким образом, что прохожие снова и снова станут задаваться вопросом: «Почему же у нас такие интересные девушки и такие некрасивые мужчины?»
Автор текста: Елена Беляева