Глупо отрицать, что любой, даже самый скромный столичный обитатель в глубине души чувствует себя хотя бы немножко «элитой», тем более что к этому располагает само устройство государства российского. А каким видят «типичного москвича» в регионах?
Так же, как уроженцы Москвы в большинстве случаев сходу вычисляют провинциалов, жители других городов узнают «залётных» москвичей по характерным внешним признакам и повадкам. Anews изучил мнения в Рунете и приводит цитаты.
Безусловно, в первую очередь москвича выдаёт акцент. Коробит ли он чужой слух так, как самих москвичей раздражает провинциальный говорок? Трудно это понять из реплик, но ясно, что этот акцент очень резкий, некоторые даже считают его нарочито-показным.
«Там даже выходцы с Кавказа после некоторого времени начинают АКАТЬ. Болтают по-своему, но всё через А».
А ещё непременно вылетают «московские» словечки: «палатка» или «киоск» – вместо «ларёк», «пакет» – вместо «кулёк» или «мешок», «батон» – вместо «булка» или «кирпич» и т.д.
К сожалению, второе, что, на взгляд остальной России, моментально выдаёт приезжающих из столицы – это «понты и завышенная самооценка».
«Чаще всего москвичи, приезжая в регионы, ведут себя заносчиво, свысока. Приезжая в командировку, московский менеджер не пытается скрыть своё превосходство. Он понимает, что этот вояж – лишь рабочая необходимость, и через два-три дня он снова вернётся в „цивилизацию“».
Занятный нюанс: если одни проявляют высокомерие сознательно, то у многих других московский снобизм прорывается невольно, как тот же акцент: сам человек его не чувствует, но окружающих бесит.
«У нас на работе был случай: приехала москвичка и уверенно так говорит: „Ну-уу, это же не Москва, это Нижний Новгород, тут меньше скачивают файлы“. Я прямо чуть не рухнула около компьютера! Москвичи! Ответьте, пожалуйста, вы и впрямь верите, что у нас тут инетом пользоваться не умеют?»
«Приезжают – и начинаются вопросы: „А у вас карточками расплачиваться можно или нужно в банк идти?“, „У вас где-нибудь можно купить нормальные вещи?“ У-у-у-у-у-убить хочется!!!»
Впрочем, в регионах теперь всё чаще отделяют «более культурных и приятных» москвичей по рождению от провинциалов, которые прописались в Москве.
«В провинции москвичи всегда отличаются, причём не лучшим образом. Большинство действительно слишком высокомерны. Любая мелочь вызывает снисходительное хихиканье, мол, понятно, чего с вас взять – деревня, тьма египетская. Особенно, кстати, этим отличаются не коренные москвичи, а те, кто сам недавно туда переехал».
«Работала в гостинице и не понаслышке знаю, каковы на самом деле эти „москвичи“. Настоящий коренной москвич хоть и страдает лёгкой долей презрения к провинции, но не покажет и виду, что это так: ведет себя вполне сдержанно, вежливо и особых проблем не доставляет. А вот те, которые полгода как из деревни с трактора (извиняюсь перед сельскими за такое сравнение) выпали на обочину МКАДа, бегают, орут, грубят, причиняют материальный ущерб, да ещё и руки пытаются распускать».
«Многие, правда, хамят и выкобениваются, но они-то и есть те самые „понаехали“, только они об этом благополучно забыли. А настоящие, коренные москвичи культурные и образованные».
Позорное незнание родной географии – ещё одна отличительная черта «околокремлёвских» – это массово отмечают на всех форумах.
«Был на курсах повышения квалификации в Обнинске (сам из Красноярского края), жил в номере с парнем из Хакасии, в соседнем номере жили парень из Хабаровска и москвич. Так москвич не знал, где находятся не то что наши города, а даже с трудом представлял где такие регионы».
«Москвичу неведомо, что Кемерово и Екатеринбург – не одно и то же, и что Владивосток – это не где-то в тайге. Только москвич может позвонить в Петропавловск-Камчатский в три по Москве и сказать „добрый день“. Москвич уверен, что в Тамбове по улицам бродят волки, а во Владимире – Владимирский Централ и ветер северный».
Такое невежество жители других городов объясняют тем, что столичным незачем ехать в провинцию, кроме как «по нужде» – в командировку или к дальним родственникам. В остальном им совершенно не интересна территория, протянувшаяся на 10 тысяч км на восток, ведь отдыхать они предпочитают на Западе или на египетско-турецких курортах.
Потому типичны ситуации вроде этой, описанной жителем Владивостока: «По работе как-то был звонок от бывших партнёров московских, то-сё обсудили, и тут она выдаёт: „Слушайте! У вас же Магадан где-то рядом там на Дальнем Востоке, не могли бы вы передать образец?“ Я был в шоке! Говорю: „рядом“ – это 2,5 тысячи км по прямой, а по дороге все 5! Извинилась и положила трубку».
Вроде бы абсурдный контраст, но гости из столицы убедительно доказывают местным, что и такое возможно. С одной стороны, они привыкли думать, что в в Москве всё втридорога, а в регионах «то же самое» стоит копейки, и когда приезжают, то непременно стремятся «гульнуть».
«Позволяя себе в Москве лишь чебуречную, в лучшем ресторане маленького городка они ведут себя вполне олигархически. Тут вам и требования подогреть вино до определённой температуры, и „почему нет брусничного соуса к мясу“, и „разве вы не варите кофе по-турецки“… Словом, москвич разом выкладывает все известные ему сведения о трапезе богачей, почерпнутые из детектива в мягкой обложке».
Однако, получая в итоге не «то же самое», на что рассчитывали, они страшно возмущаются и закатывают скандал. А если видят цены на уровне московских, то сразу становятся до безобразия прижимистыми. И уж точно не расстанутся со своими кровными просто по щедрости душевной.
«Частенько попадаются наглые, нахрапистые, хамоватые, с непомерным апломбом, скандальные на пустом месте, жмотные до омерзения (соберу рассыпанную вишню из пыли рядом с дорогой, а то на базаре дорого стоит)».
«Ни один москвич никогда не даст денег попрошайке, не заплатит в ресторане за всю компанию и не расщедрится на приличные чаевые. Москвич, будучи жмотом, уверен, что все остальные люди такие же жмоты, как он, поэтому когда его угощаешь от души, он всегда спросит „а сколько я должен?“».
По наблюдениям комментаторов, визитёры из Москвы совершенно не приспособлены к привычным для абсолютного большинства россиян условиям жизни. В этом смысле в собственной стране они ведут себя как иностранцы и даже вызывают жалость.
«В глубинке – крепкие простые ребята без затей и изысков, а москвичи выросли в „тепличных“ условиях столичного „комфорта и изобилия“. Эти люди искренне удивляются отсутствию горячей воды или электричества, простецкой еде, уровню медицинского обслуживания и многим другим вещам, которые являются для остальных привычными и обыденными».
«Москвич впадает в панику, если нужно сделать что-нибудь такое, чего он раньше никогда не делал. На самом деле ему не лень, он просто не умеет, а учиться ему страшно».
Но, с другой стороны московские гости могут выехать на собственной смекалке – где-то схитрить, где-то просто быстрее среагировать. Они вообще более активны и энергичны, считают сами жители регионов. Одни часто принимают это скорее за наглость и агрессивный напор, но многим другим эта столичная «живость» скорее нравится.
«В мегаполисе ритм более быстрый, да и всяких попыток надувательства тоже на порядок больше и они более изощрённые. Поэтому москвичи гораздо быстрее соображают, и пока деревенские тупят, они „просекают фишку“ и оказываются в более выгодном положении».
«Они прилетели, и теперь все им тут обязаны»
Очень многие винят заезжих москвичей в чисто потребительском отношении, привычке брать и даже не испытывать простой человеческой благодарности – не говоря уже о том, чтобы что-то предложить взамен.
«Москвичи относятся к России как к колонии. Чувствуют себя дворянами, а жителей других регионов холопами».
«Московские замашки просто вымораживают. Типа, они потратили от 50 тыс. рублей, чтобы прилететь на Камчатку, и теперь все им тут обязаны: и выходить в шторм, рискуя штрафами, и везти их без регистрации в заповедники (в которых они однозначно нагадят), и гробить личную технику, приручая нашу суровую природу. И ещё ус**сь, но найди им если не бесплатную, то хотя бы подешевле икру, рыбу, крабов. А на просьбу взять передачку тем самым друзьям, которые их направили ко мне, получить отказ, ибо „за перевес дорого доплачивать“».
Судя по обилию возмущённых откликов, нет в России худших дорожных хамов, чем обладатели «московских» номеров.
«Если тебя обогнали справа по обочине, если подрезали уходя перед встречкой, если пересекли сплошную на подъёме, если тебя обогнали на скорости за 140 – не сомневайся, номера „Москва и область“. И неважно, в каком регионе ты едешь».
«Ехал из Сургута в Крым через Пермь, Самару, Волгоград. Всё по пройденному маршруту устроило, но напрягают машины с московскими номерами, ведут себя на дороге хамски! Быстрее всех им нужно ехать. Сплошные обгоны и подрезания остальных участников движения».
«Московский водятел не просто передвигается из точки А в точку Б, он при этом ведёт незримое состязание с воображаемым соперником на предмет возвышения понтов и собственного величия. В Москве сейчас много автовладельцев, для которых автомобиль – не средство передвижения, а такая статусная игрушка. Своим поведением на дороге они как бы кричат: „Расступись, море – г**но плывёт!“».
Что ж, выходит, с точки зрения среднестатистического россиянина «быть москвичом» не так уж круто.