Казалось бы, никогда и ни при каких условиях и представить себе невозможно, что оформление родственника в дом престарелых может стать реальностью, однако в некоторых ситуациях этот исход мог бы стать панацеей.
Мама Ольги всегда была решительна и знала, что для нее лучше. Врачей считала и считает шарлатанами, диеты и правильный образ жизни - вредной идеологией, которая в Россию проникла с запада. Тучная, 120 килограммовая женщина больше всего уважала хорошую еду, и ела как не в себя, пока врачи не поставили диагноз "диабет". Впрочем, и это ее не особенно остановило. "Я не могу без сладкого", -твердила она, наблюдая попытки дочери хотя бы как-то сбалансировать ее рацион. Периодически маме становилось хуже, она отлеживалась в клинике, чтобы после нее снова приняться за свое. Хлеб, конфеты, тортики - без этого матушка не чувствовала себя удовлетворенной. А вот со здоровьем становилось все хуже. Ей назначили инсулин, а на жалобы о потере хорошей чувствительности рук и ног отвечали: " что вы хотите? Нарушение обмена веществ, надо контролировать вес, сахар." Сколько Ольга не твердила маме, что дело может закончиться гангреной ног - и это распространенное последствие диабета - ей хоть бы хны. Сейчас мама лежит в стационаре, и прогнозы по правой ноге самые плачевные. Понятно, человек сам распоряжался своей жизнью, однако, расхлебывать последствия этой беспечности придется именно Ольге.
У другой подруги, Марины, все гораздо хуже. У мамы неврологические проблемы, которые просто так не спрячешь. Женщина периодически бывает не в себе, забывает поесть, может сходить по нужде мимо унитаза, а то и вовсе оправиться прямо в постели. Регулярно ложится к клинику, откуда возвращается более-менее адекватной, но этот период заканчивается внезапно и длится так недолго. Марина переехала к матери, плюнув на свою личную жизнь. Днем с мамой находится сиделка, ночью и по выходным - безвылазно Марина. На прошлой неделе хватило нескольких минут, чтобы мама открыла окно и взобралась на подоконник, пока подруга отбежала в соседний магазин. Слава богу, мама спрыгнуть не успела, думала о чем-то, стоя на подоконнике. Услышала, как хлопнула входная дверь, обернулась и пришла в себя.
И Ольга, и Марина с тоской смотрят в будущее. Никакой надежды на исцеление их близких нет. Но если психические заболевания не предугадаешь, то многие из обычных, вытекающие из неправильного обмена веществ, куются нашими собственными руками. Думаю, беспечные люди, которые отгоняют мысли о старости и живут как хотят, просто не представляют, что однажды могут оказаться обузой для своих родных. Речь не идет о неизлечимых заболеваниях или проблемах с психикой - тут судьба не разбирает кто кого, - но, черт побери, хотя бы ограничить себя в еде, умеренно заниматься спортом, есть в сезон больше овощей и фруктов можно ведь? Да о чем я! Вся эта бравада, когда, казалось бы вполне образованный человек, не обращается к врачу, даже если ему плохо - что, скажете, такого не бывает? Да, ему не нравится чувствовать себя больным, а стать немощным и зависящим от расположения родственников нравится? Кто об этом думает, разъедаясь до неприличных размеров, по недомыслию обзаводясь кучей болячек, которые не случились бы, задумывайся человек хотя бы на секунду о своем здоровье?
Или получается, что человек живет в свое удовольствие, чихая на рекомендации врачей и просьбы родственников, а после, когда случится инсульт или ногу отрежут, снова окажется в дамках - ведь будет под присмотром. Ольга и Марина понимают, что будут свободными только после смерти своих мам. И у той, и у другой нет семьи - да и как она может появиться в таких условиях? Разумеется, никто из них и словом не заикнулся об этом, но тут само все понятно. А пока- никаких отпусков, выходных, да просто личной жизни. Да, они любят своих родных, и готовы ухаживать за ними в старости. Более того, никакого иного варианта, кроме как совместное проживание и постоянный уход, они не рассматривают. Но я бы лично не могла осуждать подруг, задумайся они об оформлении своих мам в дом престарелых. Да, в России это не принято и считается аморальным, зато не считается зазорным положить свою жизнь на уход за больным человеком, после ухода которого еще придется долго приходить в себя, восстанавливать свои профессиональные навыки и как-то учиться жить заново. Я не знаю, как правильно. Знаю лишь одно: осуждать теперь, наблюдая за жизнью подруг, оформление пожилых родственников в специализированные учреждения просто не смогу.