Мою задолбашку одна из бывших преподавательниц назвала «Культом младшего ребёнка». Среди многочисленных свойств этого «культа» особо выделяются следующие.
1) Погружение в младшего. Иначе говоря, после рождения второго (третьего и далее) ребёнка, на старшего, среднего и др. зачастую кладется большой и толстый. Жизненный пример: уже в пятилетнем возрасте, когда у меня родилась сестра, я чувствовала себя чужой и брошенной, потому что мной попросту перестали заниматься. Любое действие, которое я совершала вплоть до переходного возраста, было направлено на привлечение внимания матери и отчима, растворившихся в младшенькой. Позже пришло осознание, что, сколько ни старайся, родителям будет глубоко параллельно на мои усилия.
2) Второй признак прямо вытекает из первого. Ценности, успехи и интересы, порой — прямые просьбы старших и средних детей тупо игнорируются. Заканчивала одиннадцатый класс. Естественно, в конце мая организовали последний звонок. Позвала родителей, но они заявили, что у них нет времени на эту ерунду (хотя праздник был в выходной и в пасмурную погоду). Зато когда младшая сестра должна была играть маленькую роль в школьном спектакле (выйти в конце представления на сцену, поклониться и встать в сторонке), — хором взяли отгул на работе, разукрасили машину как на свадьбу, наняли оператора и сняли кафе.
3) «Лучшее — маленьким». Тут, я думаю, ясно: всё самое хорошее — младшим, а остальным — по остаточному принципу. Причём иногда эта черта приобретает поистине фанатичный характер, либо осуществляется в ущерб старшим и средним детям. Каждый раз, когда приезжают мать с сестрой, мне приходится прятать новую одежду, любимую обувь и украшения, плюс к тому — ставить пароль на ноутбуке. Причина проста: после приезда сестрёнка первым делом вычистит половину шкафа с одеждой, «упакует» в обратный путь найденные побрякушки и туфли на каблуке (пофиг, что у меня 35-й размер ноги, а у нее — 40-й, «они ж такие красивые»), а компьютер моментально окажется загаженным «Симсами», Rammstein-ом и прочими вещами, которые я не перевариваю.
Все бы ничего, мне не в падлу отдать сестре пару вещей, которые не ношу сама. Но последний их с матерью приезд — случай вообще из ряда вон. Я — геймер со стажем. Ещё и учусь основам анимации. И есть (точнее, была) у меня давняя мечта — купить себе, как минимум, мощный стационарный компьютер, как максимум — ещё и игровую приставку, а ноут приспособить для работы. Уж простите некий эгоизм, но, во-первых, мне прохождений на Ютубе не достаточно. Во-вторых, нормальное программное обеспечение для создания анимации требует мощного железа. В-третьих, каждый снимает стресс после работы по-своему (а работать с детьми с ОВЗ — тот ещё стресс). Ну и, в-четвертых, один комп и для дома, и для работы — попросту неудобно.
Так вот, с первого курса я откладывала определенное количество средств со стипендии/ зарплаты. Сумма небольшая, но зато заработана самостоятельно. Однако, открыв недавно тайник, чтобы в очередной раз пополнить его содержимое, я не обнаружила там денег. Зато обнаружила новую кожаную куртку на вешалке и новые сапоги в прихожей. На мой прямой вопрос мать спокойно сказала «Ну, „Sister's name“ так новую курточку хотела, вот я и взяла из тайника денежки. Я, кстати, ещё твой кулончик, который ты себе на Новый год заказывала, в ломбард сдала, и сапоги себе купила. Оцени, тебе нравятся?»
Короче, кулон свой я вернула, а «родственниц» в тот же день выставила из дома.
4) Гипертрофированное отношение к успехам младшего ребенка. Любое достижение (даже незначительное) младшеньких должно восприниматься как событие мирового масштаба. Нарисовал какие-то каракули на обоях — «будущий Айвазовский, надо немедленно на конкурс талантов отправить», правильно решил задачу — «вундеркинд, требую Нобелевскую премию дитяте!!!». Старших при этом начинают чуть ли не гнобить, постоянно тыча носом в то, что делают младшие, и бесконечно сравнивая с ними.
Сразу после защиты диплома звоню матери, с придыханием рассказываю об успехах. Но, вместо, хоть сдержанных, но поздравлений, слышу очередное: «Тоже мне, достижение… Вот у „Sister's name“ пятёрочка за контрольную по математике, а ты даже диплом не смогла нормально защитить. У тебя как всегда». Знак настроения сразу меняется на противоположный. Я не спорю, отличные оценки — в любом случае хорошо, но, твою дивизию, сравнивать контрольную в 9-ом классе с защитой диплома, причём контрольную ставить выше — это, как минимум, глупо и очень обидно.
5) Гиперопека. Очень часто младшим детям создают так называемые «тепличные условия». Что это значит? За них делают абсолютно ВСЕ. При попытке старшего и среднего ребенка обратиться к брату или сестре за помощью, на них тут же толпой набрасываются родители: «Ты младшеньких не трогай, они ещё маленькие» или «Ты что? Вдруг он (а) порежется/ упадет/ поцарапается?» и т. д.
Моей сестре 17, она заканчивает школу. И все 11 лет учебы домашние задания за неё делают родители (ну и меня кое-когда привлекают под предлогом «помощи»). Ибо «Пусть неженка „Sister's name“ лишний часик погуляет, а бабушка полночи не будет спать, решая ей задачи по алгебре и геометрии». Мало того, она абсолютно не умеет вести домашнее хозяйство. Элементарно прийти из школы и повесить одежду на плечики — это для нее невыполнимая задача. Что уж там говорить о чём-то большем — уборке на письменном столе или другой простой работе по дому. Мои замечания она игнорирует, либо отвечает: «Ты здесь никто, и звать тебя никак. Приехала тут, понимаешь, раз в полгода, ещё и замечания какие-то делать пытается». Ставила матери ультиматум типа: «Либо учи её хоть как-то вести хозяйство, либо пусть она сразу едет в общагу», — реакция аналогичная.
К чему я веду, дорогие родители. Если у вас рождается младший ребёнок, воспитывайте его так же, как и старших и средних детей. Да и им самим уделяйте такое же количество внимания, как и раньше. Поверьте мне, и как детскому психологу, и как пострадавшей от «Культа младшего ребенка», — жить с осознанием того, что семья считает тебя «лишней деталью» — вовсе не сахар.