17 апреля исполнилось ровно 25 лет с тех пор, как на нашем телевидении появилась одна из самых ярких юмористических передач - «Городок».
Программа прекратила свое существование, когда не стало Ильи Олейникова. Незадолго до смерти Илья Львович предсказал: «Отметим 20-летний юбилей и - адью». Так и вышло...
Олейников всегда охотно уступал первенство харизматичному и куда более энергичному Юрию Стоянову, тактично отходя на второй план. Но именно Олейников был душой программы.
Последний раз корреспондент «МН» общался с Ильей Львовичем за год до его смерти. Мы пришли к артисту домой, поздравили его с днем рождения. Он сидел у вентилятора, страдая от небывалой для Петербурга 30-градусной жары, рассказывал, что, хотя родом из Молдавии, а там бывало и покруче, летний зной никогда не любил.
Жаркие курорты Олейникова совсем не прельщали. Да и в Питере он решил поселиться именно из-за климата - прохладного и дождливого.
- Долго жить хотите? - задали мы бестактный вопрос.
- Ох, как не хочется быть вяло передвигающейся могилкой, впавшим в маразм старикашкой. Что может быть отвратительнее этого? Я хочу жить только до тех пор, пока сам смогу передвигать ноги.
- Но юмор, говорят, продлевает жизнь...
- Юмор полезен тем, кто его потребляет, а нам с Юрой Стояновым он жизнь только укорачивает. То время, которое мы проводим в студии, записывая «Городок», сильно зашкаливает за все нормы Трудового кодекса.
Илья Львович рассказывал о своей молодости, откровенно иронизируя над собой. Ведь до 19 лет, по словам артиста, он не выговаривал половину букв алфавита. А когда сдавал экзамены в эстрадно-цирковое училище, до слез рассмешил педагогов, заявив: «Я - Илюфа иф Кифинефа, профитаю вам бафню Фергея Мифалкова «Жаяч во фмелю». Что удивительно, взяли - зачислили на первый курс.
О том, как он встретил свою любовь, тоже рассказывали анекдоты. Ведь Олейников два раза заключал брак фиктивно, из-за прописки. Одна из «жен» заявила, что беременна, и попросила много денег. «Какой ребенок, я ее даже пальцем не тронул!» - возмущался Олейников и пригрозил придушить за вранье - еле отстала.
Ну а свою настоящую жену он встретил на гастролях. Играл в спектакле и вдруг в первом ряду зрительного зала увидел ее - строгую девушку с книжкой в руках. Когда закрылся занавес, бросился знакомиться - подкараулил у выхода. Что-то путано говорил, предложил выпить шампанского.
Она согласилась, но уточнила: «Я бы, пожалуй, лучше выпила коньяка, чтобы снять напряжение». Денег на коньяк у него тогда не хватило, Ирине (так звали девушку) еще и доплачивать пришлось...
Она и в семье была за главного. Олейников говорил, что если бы жена куда-то уехала и он остался бы один на один со всеми этими счетами и квитанциями, то, наверное, с ума бы сошел.
Они с Ириной прекрасно дополняли друг друга, душа в душу прожили вместе 35 лет. Хотя и ревность, видимо, в этой паре тоже присутствовала. Как рассказывал Илья Львович, однажды Ирина приехала в город, где он был с гастролями, и подложила в его номер записочку якобы от прекрасной незнакомки: «Приходи, жду, люблю».
Он пришел, а в номере она. Говорил, что ничуть не обиделся тогда на жену, ведь это была никакая не проверка, а стеб - она знала, что он жутко любопытный и придет взглянуть на «прекрасную незнакомку». Потом вместе долго смеялись...
- Главное в жизни - не слава, а элементарное состояние внутреннего спокойствия, - говорил Олейников. - Люди счастливы просто потому, что живут, хотя они этого и не понимают, вечно хотят больше заработать, перехватить ролишку получше, а ведь это суета сует. Все до того момента, пока ты не попадешь в депрессивную ситуацию и не поймешь, что нет ничего дороже жизни самой по себе...