О скидках и накрутках
Свадебная съемка — это моя вторая полноценная работа. Первая — операторский труд на одном из местных телеканалов.
Переквалифицировался на праздники я достаточно легко. Каждый телеоператор рано или поздно делает для себя такое открытие. Уверен: нет таких операторов, которым ни разу не предлагали подкалымить на свадьбе или детском утреннике. Для операторов это легкие деньги, поэтому подавляющее большинство работников камеры от них не отказывается.
Грубо говоря, мой час свадебных съемок по деньгам равен примерно двум дням работы на телекомпании. При этом очевидно, с какой работой справиться легче. Тут — теплый и уютный ЗАГС, городские достопримечательности, красивые и счастливые люди, легко идущие на контакт. А там бывает всякое: дальние и не всегда комфортные командировки, съемки в полях, на фермах, скучных совещаниях, нередко сталкиваешься с непониманием, препятствиями, запретами на видеосъемку.
Первая мысль тех, кто все же решился работать в свадебной индустрии — главное, не продешевить! Тот факт, что кто-то без особых подвигов за одну свадьбу поднимает в два раза больше денег, чем я за месяц, согласитесь, подкупает?!
Средний ценник за мою работу — 30 тысяч рублей. В эту сумму входит 40-минутный фильм и 5-минутный клип. Конечная стоимость зависит от нескольких моментов: объема и сложности работ, цен на рынке и платежеспособности клиента. Да, скромным и небогатым заказчикам я сделаю хорошую скидку, чтобы они могли позволить себе мои услуги. А богатеньким, наоборот, накручу пару тысяч рублей. И дело тут не всегда в жадности и желании урвать кусок побольше. Несколько раз попадались такие пары, которые говорят, мол, «Вы нам не подходите!», просто потому, что для них это подозрительно дешево.
О вложениях и лени
Подумывают о свадебной видеосъемке без исключения все операторы, но не всем удается победить лень. Я считаю, это наша профессиональная черта. Я до сих пор с ней борюсь. Мне помогают семья, дети, кредиты, ипотека. Они толкают меня вперед.
Почти всю аппаратуру для этого бизнеса я брал в кредит. Некоторые пытаются калымить на рабочей технике, но имущество телекомпании запрещено использовать для личных целей. Поэтому очень быстро возникают проблемы. Работу на стороне, как правило, сложно скрыть от коллектива и начальства.
Я не стал ждать проблем и сразу вложился в свою собственную технику. Ушло около 150 тысяч, при том, что я не покупал камеру. Взял хороший объектив и плечевой упор для фотоаппарата, а также мощный компьютер для монтажа.
Образование, специфичные знания и навыки в этой работе, конечно, приветствуются. Но, к сожалению, это не главное. Сейчас главное — лишь бы камера снимала в крайне хорошем качестве. Но с другой стороны, появляется все больше клиентов, которые ценят профессионализм, оригинальность, творческий подход.
Несколько лет назад, когда я только взял в руки камеру, один из наших самых популярных «свадебщиков», инструктируя меня перед съемкой «Последнего звонка», открыл мне одну тайну этой профессии. «Наша задача — снять немного лучше, чем сняли родители», — сказал тогда он. Сегодня этот человек делает очень крутые свадебные ролики, настоящие художественные фильмы. Но я уверен, что есть клиенты, для которых он снимает и по старому принципу. Потому как другого им и не надо.
Об операторских уловках
Как я нахожу своих клиентов? Есть несколько уже проторенных путей: можно засветиться на свадебных и других специфических интернет-сайтах, можно пропечаться в журналах и буклетах, которые раздают в загсе. Их получает всяк туда входящий, поэтому ваши шансы от этого только увеличиваются. Но лучше сарафанного радио еще ничего не придумано. Когда заказ поступает от знакомых знакомых — это всегда лучше. Значит, человек уже знаком с твоими работами и они ему понравились. Существенных проблем возникнуть не должно.
Наладить контакт с женихом и невестой я стараюсь задолго до свадьбы — на стадии переговоров. Поэтому на самом торжестве я уже, как свой, искренне радуюсь за новых друзей.
Если человек стесняется камеры, применяю разные уловки. Например, снимаю его в те моменты, когда они перестают думать о камере. Не жалею делать дубли, лучше пусть будет из чего выбрать, чем наоборот. Но чаще всего пары все-таки с удовольствием позируют мне. У всех это получается по-разному, но стараются все. Это же свадьба, на ней виновники торжества редко бывают грустными или нервными. Наоборот, все в хорошем расположении духа, накрашенные, наряженные, на позитиве.
Но даже положительный настрой иногда не спасает праздник от непредвиденных ситуаций.
У коллеги был случай, когда спустя примерно месяц свадьбу пришлось переигрывать снова, потому что кадры случайно удалились. Клиенты, кстати, были этому очень рады и выглядели еще более счастливыми и естественными, чем в первый раз. Потому что перестали волноваться и уже успели понять, что ничего страшного после свадьбы не произойдет.
Свадьба — это память
Как-то раз я смотрел фотографии европейских свадеб, увидел лицо невесты, как она плачет, как ее мама сидит в зале, как подруги невесты искренне радуются за нее, и понимал, что для них свадьба — это память. Память о том, как им было хорошо, как они праздновали и веселились. По идее, свадьба для этих целей и создана, но в России это не так.
Самое ужасное, что я заметил — это то, что большинство людей делают свадьбу для того, чтобы показать свой достаток. Людям не интересна память, особенно тем, кто богаче. Людям не интересно видео, они даже не будут потом его смотреть. Людям просто надо заказать хорошие украшения, платья и показать, что на моей свадьбе было все, как у людей. Это просто ужасно. Все хотят показать себя, как можно богаче, нанимая ненужный декор, лимузин и так далее. Фотографа просят запечатлеть не настоящие эмоции, а все тот же декор, дорогое платье и обязательно фото в жанре «баба на дереве», то есть невеста с мужем в красивом наряде стоит на фоне деревьев. Получается, что им важно показать, что они успешны, красивы и не хуже других.
О сложностях монтажа
Сегодня свадебный бизнес, действительно, чрезвычайно популярен. Казалось бы, свободных мест уже давно нет, как и в случае с фотографами, стилистами, тамадой, но новые видеооператоры появляются и будут появляться.
Коллеги иногда жалуются на капризность заказчиков. Но для меня это не проблема. Работая телеоператором, мне часто приходилось снимать неприятных людей. Наверное, уже иммунитет выработался, поэтому не обращаю внимания на чужие капризы. К тому же на свадьбе я это делаю за деньги, можно и потерпеть! А вообще, столкнуться с действительно неприятным человеком во время свадебной фотосъемки очень сложно. Все-таки это важное в их жизни торжество — люди чаще красивые и довольные, а не наоборот. Оттого минусов у этого заработка я не нахожу.
Из всего процесса самый сложный момент для меня — это монтаж видео. Несколько часов отснятого материала нужно запихнуть в получасовой ролик. Люди ведь хотят сниматься везде, в разных местах и обстоятельствах, некоторые даже наряды меняют. Тяжело потом из всего обилия моментов выбрать лучшие, яркие. Я в таких случаях безжалостно вырезаю всю повторяющуюся из фильма в фильм тягомотину и оставляю только искренние эмоции, жизненные кадры.
Монтажом я обычно занимаюсь ночами — единственное свободное от работы и домашних дел время.
Самое смешное, что многие думают, что смонтированное видео появится завтра или послезавтра. И очень сильно удивляются, когда узнают, что у топовых видеографов срок монтажа — 6 месяцев: «Как так, я подождала уже 2 недели и что мне своей маме показывать?». Я обязательно прописываю в договоре, сколько времени уйдет на монтаж — в среднем, где-то полгода.
Есть люди, которые делают видео за месяц. Но я не видел ни одного качественного ролика, сделанного за такой короткий срок.
Никогда не понимал, почему такой большой проблемой считается просто подождать: словно они будут выставлять это видео на какую-то конференцию, дата проведения которой точно определена.
О свадебных штампах
Каждая свадьба на 50% состоит из вещей, которые повторяются, но остальные 50% у каждой свадьбы оригинальны. Люди каждый раз встречаются разные: да, все пьют, но пьют, я замечу, по-разному; да, одни и те же ведущие, но люди по-разному реагируют на их шутки; каждый раз сборы у невест, но опять же, кто-то собирается в отеле, а кто-то в квартире, которая у каждого отличается. Получается, что поле для творчества есть, но чисто творческую свадьбу сделать невозможно.
Поговорка «Все придумано до нас» — идеально подходит для всех свадебных видеографов.
Свадебная съемка — это не творчество, если ты занимаешься этим чуть ли не каждый день. Это превращается в ремесло. Ты уже выработал систему и просто каждый раз ее повторяешь.
Дядька с камерой приходит, крупным планом снимает лицо невесты, как ее красят, крупным планом снимает маму, как она плачет, голубя, который улетает с карниза в ЗАГСе, и обязательно снимает, как невеста садится в машину, и как из нее выходит, как заходит в ЗАГС и как оттуда выходит. Это повторяется каждый раз.
Лучший свадебный оператор тот, кто меньше всего использует в съемке штампы. Либо он может использовать штампы, но при этом добавлять что-то свое в съемку.
Большинство свадебных видео я не смотрю дальше 15 секунд, потому что мне становится неинтересно, так как операторы используют слишком много стандартных вещей. Однако, если оператор находится в новой локации, в новом для него ЗАГСе, видит веселых людей, понятно, что снимать он будет тоже по-новому, отходя от надоедливых штампов.
О своей идеальной свадьбе
Поскольку я свадебный оператор, на моей свадьбе будет все бесплатно: и ведущий, и оператор. На самом деле, так и есть. Вообще, у нас в городе все люди, причастные к свадьбам, друг друга знают, у нас даже есть общий чат, где мы общаемся и дружим, делаем друг другу скидки.
Я бы хотел небанальную свадьбу. Например, я бы сделал выкуп для невесты, чтобы будущая жена проходила все испытания. Несправедливо, что жениху приходится отдуваться. Я бы сделал фишку, которая сейчас популярная на Западе, когда невеста и жених сидят за перегородкой и читают письма друг о друге. Я бы обязательно сделал выездную регистрацию в каком-нибудь красивом месте, на свадьбе меня расписывал бы мой друг, который бы обязательно шутил и веселил всех гостей. Но самое главное, что я бы выбрал фотографа, который не снимал бы декор, а исключительно ловил эмоции.
В свадьбе главное не торжество, а то, что ты с этим человеком потом навсегда. Многие люди этого не понимают и в свадьбе видят только праздник в рамках одного дня. И для этого вовсе не стоит тратить на свадьбу баснословные суммы денег.
О женихах с неба
Во время съемок я не использую специально заготовленные сценарии или идеи. Но и бездумной свою работу тоже назвать не могу. Предпочитаю импровизировать на ходу, в зависимости от ситуации и поведения молодоженов и их гостей. Это помогает отразить в фильме особенности конкретной пары, чтобы все мои ролики не были похожими друг на друга, а наоборот, были индивидуальными.
Одной из самых необычных идей, которые мне приходилось воплощать в жизнь, была съемка в поле. Жених спустился с неба на парашюте в свадебном костюме и подарил невесте букет. Она стояла посреди поля и ждала его. Идею мы с заказчиками придумали вместе. Всегда приятно, когда ребята готовы на какой-то экшен, не боятся прическу испортить или костюм помять. Вообще, в последнее время тенденция именно к таким съемкам, статичные ракурсы и изъезженные сюжеты людям неинтересны.
Для меня свадебная съемка — никакой не конвейер, хотя заказов немало. Стараюсь всегда погружаться в атмосферу чужого праздника, быть его частью. Но не стоит употреблять алкоголь во время работы, даже если предлагают и даже если настаивают. От этого выиграет и оператор, и его кадры.
Дома, рассматривая материал, я прежде всего думаю о своих ошибках, которые нужно будет учесть и не допустить в следующий раз. Иногда, глядя на кадры, понимаю, что праздник был не таким уж и веселым, как это казалось на самой свадьбе.
Ощущение завершенной работы приходит не в момент передачи фильма заказчику, а когда муж с женой звонят мне и благодарят.
Я всегда очень волнуюсь, что моя работа может людям не понравиться. Но такого еще не случалось.