Отслужив в армии, Толик решил вернуться в деревню. Всю зиму он отдыхал, только чистил снег у себя и у соседей. Не запросто так, конечно. Дома сеструха его кормила и обстирывала, а соседи самогоном расплачивались. Но Толик понимал, что весной ему придется делать выбор и устраиваться на работу. А вариантов всего два: ферма или батраком к фермеру. В школе Толик не блистал, он даже до сих пор писал печатными буквами, удивляя всех в армии. И он осознавал, что его ждет уборка навоза и погрузочно-разгрузочные работы. Толика это не пугало, но вот жилищный вопрос стоял остро.
Пока он служил, сеструха вышла замуж и привела мужа к себе домой. Он был не из местных. А дома всего две комнаты. В одной она с мужем и дочкой, а во второй мамка, бабушка и Толик. Пока дочка маленькая, она с родителями, а потом? И Толик понял, что он здесь лишний. И как мужчина он должен что-то предпринять.
На счастье Толика в городе умерла тетка, оставив ему домик и Москвич-412 в сарае. Так Толик перебрался в город. Но куда идти работать он не знал. Домик – это одно название. Покосившийся, с одной комнатой и печным отоплением. Да и сарай вот-вот рухнет. На новоселье Толик пригласил Петровича, но не просто так. Петрович был мастеровитым, и в городе на стройке когда-то работал. Осмотрев постройки, Петрович выдал экспертное заключение:
- И дом, и сарай годятся только на дрова. Участок небольшой, по-хорошему места под дом, гараж, сарай и баньку. Ну еще место под будку для собаки останется.
- Это сколько же денег понадобится? – ахнул Толик.
- Много, если все покупать. А вот если на стройку пойдешь работать, то много чего задаром можно достать.
- Если поймают?
- Если с умом все делать будешь, не поймают. Ты каждый день по три-четыре кирпича домой приноси. Если попадешься, ответ простой: «Да взял, они валялись в кустах, решил, что не нужные». В худшем случае отберут, и все. Тихим сапом за неделю два десятка у тебя в огороде окажутся. Цемента полведра каждый день – опять запас. И все бесплатно. А уж гвозди, провода, розетки и выключатели – это сам Бог велел. Они на стройке в изобилие. Но не лишкуй! А вот за пиломатериалы и прочее придется заплатить. Их в кармане не унесешь. Но на стройке все это можно купить задешево.
- А сколько на стройке платят?
- Тебе будут платить мало.
- Почему?
- Выше разнорабочего ты не прыгнешь. Но ты будешь королем. Пошлют тебя прибраться в помещении, а там на полу чего только не валяется! Среди хлама иногда и инструмент найти можно. Но с ним надо осторожно! Сразу домой не уноси, могут хватиться. Поэтому убери в укромное место, пусть он там отлежится, а через недельку неси домой. Ну, а если хватятся – ты его верни. Мол, убрал с глаз долой, пока хозяин не объявится. Постепенно у тебя накопятся ненужные излишки.
- И что, мне их солить?
- Нет, привезешь в деревню и обменяешь на картошку, капусту, лук, морковь, самогон. Вот и будет тебе пропитание. Только погреб хороший сделай. Как урожай соберут, купишь себе припасов на зиму. Да и для того, чтобы потихоньку строить, надо дом и сарай убрать.
- Куда? – испугался Толик.
- Из дома банька хорошая получится. Летом ее построить, там можно будет жить. И сарай крепкий надо поставить, с погребом. Там пока кухня будет. Денег поднакопишь – надо будет воду провести и газ. Я вижу, у соседа газовая труба по огороду проходит. Ну, а остатки досок на забор пойдут. На заборе не экономь! Высокий строй, чтобы соседи твоим запасам не завидовали. Иначе просить начнут, а не дашь – сплетничать начнут. И собаку заведи, большую и злую, и чтобы всегда голодная была – злее будет, но не умори.
Толик приступил к исполнению наказов Петровича. Привезенные из деревни сорок бутылок самогона оказались ходовой валютой и в городе. К осени погреб и сарай были готовыми. В сарае хранились трофеи, добытые на стройке. После проход Толика через комнату на полу не оставалось оброненных гвоздей и саморезов. А в обед Толик слегка опустошал оставленные без присмотра ящики с гвоздями, открытые мешки с цементом, отматывал провод с бухты и т.п. Ведь в кулацком хозяйстве и дохлая мышь скотина! Для перевозки добычи Толик использовал Москвич. Поэтому ежедневно отвозил домой по пятнадцать кирпичей. А в день аванса и подрасчёта удавалось разжиться и инструментами.
Толик прославился своей добросовестностью. Если он убирал мусор из комнаты, там действительно было чисто. Все поручения исполнял как для себя. Конечно, все знали о «слабости» Толика, но не осуждали: «Ему надо, он строится!» И зачастую отдавали Толику кто банку краски, кто кисть. А с электриками был уговор: он ничего у них без спроса не берет, а они ему проводку дома сделают, за самогонку. А за спиной все называли Толика «Пылесос»…