Постоянная смена пейзажей за окном, общение с самыми разными людьми — такова дорожная романтика. Но это лишь внешняя сторона работы проводника, которая и привлекает человека к этой профессии. За ней стоит тяжелый труд. В нашем деле важно обладать выдержкой, тактом, крепкими нервами, чтобы разрешать сложные ситуации и конфликты, возникающие в пути.
В проводники идут люди, которые не боятся трудностей. Железка — это не сплошь романтика, это работа и крутая школа жизни. Здесь характер нужен!
Я шла в эту профессию, чтобы зарабатывать и при этом иметь возможность путешествовать. Но чем больше я работала, тем сильнее втягивалась, и теперь без стука колес свою жизнь просто не представляю. За шесть лет многое повидала и многому научилась. Эта работа меня полностью изменила, я стала спокойнее и сдержаннее. Первое время, конечно, было тяжело. Работа грязная, что скрывать: в туалетах сам прибираешься, в душ не можешь пойти по несколько дней. Еще и недовольство со стороны пассажиров выслушиваешь: то вагон, то место, то сосед не такой, туалет не био, кипятка нет, в вагоне жарко и т.д.
Страдает и личная жизнь. Ты постоянно куда-то едешь, и серьезные отношения построить тяжело. Хотя краткосрочные романы в поезде, в том числе с проводниками, — отнюдь не редкость. Мужчины-проводники часто заводят мимолетные интрижки с пассажирками, а вот девушки в этом плане скромнее что ли, осмотрительнее. Среди коллег знаю и тех, кто создал семьи, будучи напарниками в вагоне. И вообще, в поездах часто случается любовь — сказывается, наверное, романтика большой дороги.
Проводница обязана хорошо выглядеть: одежда по форме, сдержанный макияж, волосы забраны, украшений минимум. По поводу роста и параметров фигуры ограничений нет. Главное, чтобы человек был ответственным и не боялся физического труда.
Мой рабочий день начинается задолго до отправления поезда: нужно посетить инструктаж, подготовить вагон к поездке (считаем инвентарь, получаем мешки с бельем, чистящие средства, мыло, бумагу и товар, который пойдет на продажу). Также я проверяю санитарно-техническое состояние вагона. Если есть неполадки, вызываю бригаду для их устранения. После регистрации пассажиров проверяю билеты, выдаю комплекты белья. Начинается основная работа…
В течение рейса приходится торговать чайной продукцией и реализовывать лотереи, сим-карты, сувениры (их дает начальник поезда). У проводника есть план по продаже еды/напитков, сувенирной продукции, который он обязан выполнить. От этого зависит премия или ее отсутствие.
Левые заработки (посылку взять, например) бывают, но почти всегда идут на покрытие недостачи. Если что-то пропало, сломалось или само исчезло за время поездки, платишь ты. То касса (пиво/шоколадки) не сходится, то простыней или стаканов не досчитаешься (некоторые пассажиры стремятся оставить себе на память ложки или подстаканники), то инвентарь сломаешь. Даже проводники умудряются друг у друга красть: зарядные устройства, наволочки, чайные ложки (потом эту украденную вещь продают тем же проводникам, у кого недостача). Бывает и так: дружите, ходите друг к другу в гости, а завтра они же воруют из твоего вагона. Но чаще всего мы одна команда, помогаем друг другу. Если у коллеги есть недостача, а у меня есть что-то лишнее, я делюсь.
Ехала как-то в моем вагоне старушка. При подъезде к станции она аккуратно сложила постельное белье к себе в сумку, туда же добавила стакан и ложку и даже матрас свернула и перевязала его своим пояском от халата, чтобы забрать с собой. И сидит, ждет станции. О бабуле с «припасами» мне сообщили ее соседи по купе. Пришлось долго объяснять пожилому человеку, что постельное белье, как и посуда, выдается на время поездки и все это нужно сдавать проводнику. А бабушка мне удивленно: «Так я ж за него деньги заплатила!» Оказалось, бабуля в поезде первый раз. Посмеялись потом с ней.
Также нужно следить за температурой в титане (в идеале 100°С).
Попался мне раз вагон с неисправным генератором, который заряжал батареи в вагоне только на высокой скорости. Так пока была большая стоянка (35 минут), титан успел остыть. А время утреннее, пассажиры как раз проснулись и затребовали кипятку. Пришлось топить дровами и газетой.
Бывает, приходится выполнять работу психолога: говорить с пассажирами, выслушивать их жалобы. Потому что люди едут разные и ко всем подход нужен. А еще бессонница — вечный спутник. Пару часов вздремнул — и глаза, как тарелки, открылись. По приезде домой валишься от усталости. Зимой есть и физические трудности: проводник занимается топкой и околачивает ото льда подвагонное оборудование.
Мне нравится наблюдать за людьми: кто-то вежливый и воспитанный, кто-то хамоватый, есть нытики и те, которым все не так и не этак. Попадаются и очень приятные люди, которые и чайку купят, и поболтать с ними можно обо всем на свете. Вежливые и добродушные пассажиры, которые понимают, что проводники такие же люди.
Пассажиры в вагоне едут разные: пьяные, конфликтные, капризные, странные — но подход нужно найти ко всем. Здесь обсуждают все и обо всем самые разные слои нашего общества: учителя, юристы, продавцы, домохозяйки, спортсмены, таможенники и бизнесмены…
Некоторые без стеснения спрашивают: «Тяжело вам, наверное, тут работать? Да? Работа-то какая неблагодарная». Спрашивают люди, как бы жалея тебя, а через десять минут выкидывают мусор мимо урны или с жалобами бегут.
Были и такие ситуации, когда у пассажира, простите за прямоту, воняли ноги. Приходилось подходить и вежливо просить помыть их и поменять носки. Была и ситуация с храпом: одна пассажирка все бегала ко мне и жаловалась на мужчину, который свистел «как паровоз» и мешал спать. Я объясняла ей, что ничего не могу с этим сделать. Возможно, у человека проблема со здоровьем, поэтому он храпит во сне. Соседей по вагону не выбирают…
Пьяные — особая категория. Мы имеем право не пустить пассажира в вагон, если он слишком пьян или ведет себя неадекватно, даже если у него самый дорогой билет. Тут все на усмотрение проводника.
Один раз я посадила такого товарища на свой страх и риск. Перегаром от него за километр воняло. Место у него оказалось как раз в том купе, где ехали одни женщины. От пассажирок посыпались жалобы: «Он же совсем бухой, и почему вы его пустили в вагон?» Пришлось оправдываться: «Всем ехать надо, потерпите!» Товарищ этот прямо в одежде и уснул, но на следующий день извинился перед пассажирками за причиненные неудобства, а меня поблагодарил коробкой конфет за то, что его взяла.
Бывают пассажиры интересных профессий.
Как-то разговорилась с женщиной, как оказалось, известным кондитером в своем городе. Она муссовые торты и пирожные делает и блог ведет. Показала фотографии тортиков — я в восторг пришла. Неужели эту красоту можно есть? Это целое искусство! Она мне много еще интересного про технологию изготовления рассказывала, рецептами поделилась. Приятно с такими людьми общаться.
Дебоширов особо не было, солдат, болельщиков тоже не попадалось, слава богу. Что касается безбилетников, то у меня их не было. Если проверяющие найдут в вагоне «зайца», проводника сразу уволят. Сейчас с этим строго.
Неоспоримый плюс в моей работе то, что ты путешествуешь: бываешь в разных городах, видишь новые лица и смотришь на мир в динамике. Поездка в одну сторону на моем поезде занимает четыре дня. Меняется климат, часовой пояс и пассажиры.
Если ты восемь дней в пути, значит, потом дают восемь дней выходных. Мне такой график нравится: больше свободного времени.
Зарплата зависит от количества часов, проведенных в пути. В среднем выходит около 27 000 рублей в месяц + премия/льготы/путевки на лечение. В фирменных поездах («Невский экспресс», «Ямал», «Арктика», «Вятка») и «Сапсанах» зарплата выше (от 40 000 и более), однако там могут работать только проводники с 4-м разрядом, стажем и после повышения квалификации.