Выйдя на пенсию, я стал жить в деревне. Поскольку работы у меня не было, я стал искать себе какое-нибудь занятие. Сначала хотел научиться вырезать из дерева разные штучки — брелоки, подставки под чайник, подсвечники, тем более что рядом в лесу можно было найти очень красивый материал для поделок. Но характер у меня такой, что сидеть на одном месте мне тяжело, дело это у меня не пошло.
Тут я узнал об одном человеке, который обучает людей занятию пчеловодством. У него профессиональное образование: он окончил ПТУ, потом техникум, потом институт, и его отец и дедушка были пчеловодами, так что это был очень опытный пчеловод. Я с ним связался, он приехал ко мне в деревню и научил премудростям, показал разные варианты устройства улья: традиционный эстонский «лежак» — где рамки в улье ставятся горизонтально, и краснодарский «узко-высокий» с вертикальными рамками.
Начинал я с того, что купил у него пчелиную семью и старенький улей, из которого в прямом смысле сыпалась труха. Дело было летом, но сезон уже давно был в разгаре, и собрал я в этом улье меду не много.
Про доверие
На следующий год я узнал об одной очень известной семье опытных пчеловодов, настоящих профессионалов — у них были свои поля, они занимались не только пчелами, но и выводили свои сорта разных культур, выращивали даже виноград в парниках, в частности продавали рои. Я позвонил им, хозяйка сказала: «Да-да, пчелы отроились, приезжайте, забирайте рой».
В то время рой пчел стоил примерно 600 крон [~1500 рублей]. Я приехал, чтобы купить один рой, а хозяйка предложила: «Хотите еще один рой?». Я был не готов, да у меня и денег на это не было, а она настояла — вы, мол, берите, а когда-нибудь осенью вернете деньги. Я так удивился — первый раз человека видят, и вдруг такое доверие. Ну и взял, конечно, и вот с ее легкой руки стало у меня уже три пчелиных семьи.
Про размножение
С этого и началась моя пасека, которой теперь уже 16 или 17 лет. Семьи каждый год роятся, это такой естественный пчелиный процесс: матка закладывает яйца в гнезда, семья растет, и если семье есть куда расти, это хорошо, ну а если тесно, то в семье начинается роевое настроение и она собирается улетать.
На основе этой пчелиной особенности и построено главным образом разведение пчел, хотя размножают их еще и, например, отводками — когда пчелы закладывают маточники, то снимается рамка с маточником и пчелами и ставится в специальный маленький домик с двумя-тремя рамками, называется нуклеус, и там новая матка выводится, облетается, летит спариваться с трутнями — километров на 20-30 она улетает, оплодотворяется и начинает откладывать яйца в подготовленные гнезда — начинает развиваться семья. А роевое размножение — это когда рой выходит со старой маткой, а в улье остается новая матка, которая рождается из маточника.
Это дело нужно контролировать, пускать на самотек ни в коем случае нельзя. Пчелы всегда все делают с избытком, того же меда делают в три-четыре раза больше, чем им надо. И маточников закладывают тоже много. И когда матки начинают выходить, начинается роение.
Первый рой улетает со старой маткой — это всегда самый сильный рой, 20-30 тысяч пчел. Потом вышла другая матка — это уже рой послабее, потом третий рой, пятый, и если пчеловод не контролирует это дело, то к концу сезона он открывает улей, думая, что у него там ведро меда — а там ни меда, ни пчел, все рои вышли, и осталась горстка взволнованных пчел возле пустых рамок, то есть семья погибла. То есть принцип, что поставлю улей весной, а осенью ведро меда соберу — не работает, так не бывает, на самотек здесь ничего пускать нельзя.
Про премудрости
Когда начинается роение, можно увеличивать свою пасеку. Когда рой вылетел, его надо поймать и посадить в специальный ящик-роевник, в улей сразу вылетевший рой сажать нельзя. Активное роение длится примерно четыре недели с середины мая до середины июня. Первые рои не улетают далеко, садятся обычно метров через 10 от улья, и любят фруктовые деревья, лучше всего старые яблони и сливы, или маленькие елочки — с елочек очень удобно собирать рои, поставишь рядом ящик — и они тут же в этот ящик перебегут.
Вылетевший рой выделяет много энергии, пчелы разгоряченные настолько, что ящик нагревается, трогаешь рукой, а он аж теплый, и надо, чтобы пчелы успокоились, остыли. Я обычно ставил их в прохладное место, на участке у меня была баня, в ней в жару всегда было холодно, когда она не топилась, конечно. За сутки пчелы остывают, и поздно вечером запускаешь их в приготовленный заранее улей с рамками, с пустой вощиной.
Я узнал, что в улей, чтобы пчелы не улетели, надо поставить рамки с расплодом — открытым и закрытым. Открытый расплод — это маленькие такие червячки-личинки пчел в гнездах, они выводятся из отложенных маткой яиц. Пчелы затем закрывают ячейки с ними крышечками, и там зародыши вызревают уже до полноценной взрослой пчелы. Пчелы начинают ухаживать за молодыми особями и уже никуда не улетают. А если расплод в улей не поставить, то рой может улететь — утром придешь, а улей пустой. Когда роение прошло, ставишь новый улей на место, и пчелы начинают работать. Роевые пчелы работают гораздо активнее, чем пчелы, которые не роились, собирают меда примерно в полтора раза больше и быстрее. Но иногда рои уходят далеко, так что и не поймаешь, такие потери тоже случаются.
Про старинные ульи
Вот так я начал этим заниматься, сделал сам несколько ящиков, потом узнал в деревне, у кого раньше были пчелы. У кого-то деды, которые умерли давно, держали пчел, а детям все это не интересно, отдавали практически за так старые ульи и рамки.
Ульи очень долго хранятся — у меня есть один улей 1921 года, ему почти сто лет, а он в отличном состоянии. Пчелы пропитывают улей прополисом, и дерево не гниет. Главное, чтобы крыша не протекала. Почистишь, подлатаешь старый улей, и можно сажать новую семью. Бесконечная история.
Так собралось у меня 35 пчелиных домиков на участке, маленькие — на 14 рамок, примерно 35 000 пчел, и большие, на 32 рамки, там до 100 тысяч пчел.
Про укусы
Сначала я, конечно, совершал ошибки, не хватало опыта, поэтому часто звонил и советовался с знакомыми опытными пчеловодами. Кусали тоже изрядно. Пчела не любит ветреной погоды, любимая погода для пчелы — солнечная и влажная, тогда хорошо выделяется нектар, пчела настроена миролюбива, можно голыми руками в улей залезать, делать обычную работу, не тронет никто. В холод и ветер пчелы более раздраженные, прокусывают даже сквозь перчатки.
За лето кусают так много раз, что уже и не обращаешь на это внимания. Редко бывает, чтобы за неделю ни разу не укусили, ну — смахнешь и работаешь дальше, дело привычки.
От укуса пчелы может быть тяжелая аллергическая реакция, поэтому, прежде чем затевать пасеку, надо выяснить, нет ли аллергии.
Про урожай
Пчелы — это сложный организм, и работает каждая семья по-разному. Маленький улей может дать меда столько же, сколько и большой. Хорошая семья может за лето литров 30-40 меда собрать при хороших условиях, и это не только о погоде, многое зависит от матки, которая пчелами, так сказать, руководит — бывают очень работящие семьи, бывают лентяи, которые вообще почти не собирают ничего. Нельзя сказать точно, что с такого-то улья соберешь столько-то меда.
За сезон у меня получается примерно 500 кг меда со своего хозяйства. Может быть, можно было бы получить и тонну с моего количества ульев, но нам хватает.
Мед у меня в основном для своей семьи, а семья большая — четыре поколения. Если остается излишек, мед расходится по друзьям и знакомым. Сдавать куда-то мед для продажи такая канитель, что возиться с этим не хочется.
Про медведей
У пчел есть характер. Есть такая порода — эстонская лесная пчела, они черненькие такие. Злые. Нападают, пока я работаю с ульем, и даже когда я закончил, отошел уже метров на двадцать, все равно продолжают пикировать на меня, долго не могут успокоиться. Злопамятные.
Иногда медведи нападают на ульи — они их давят в труху, поедают мед. Эстонская лесная пчела такого не прощает, поэтому на пасеках ульи с пчелами этой породы ставят по периметру участка. Завидев медведя издали, пчелы кидаются на медведя и жалят, когда он еще даже близко не подошел, гонят его. Хорошие охранники.