О смене профессии я задумался четыре года назад — по воле случая. Ещё в Казахстане знакомый попросил меня закончить электрику на объекте, которым он занимался. Так как я был руководителем проекта, профильное образование мне не было нужно: я просто общался с заказчиком и планировал работу бригады.
Тем не менее мне не хотелось выглядеть некомпетентным в глазах команды, поэтому я оставался работать с ребятами, чтобы набраться опыта в новой для меня области.
Сдав объект, я пошёл на курсы переквалификации: они длились всего два месяца, поэтому много времени я не потерял. Во время обучения меня учили работать с бытовой сетью — до 1000 вольт.
В результате учёбы я получил сертификат и третью группу допуска по электробезопасности: я могу проводить работы в частных помещениях, которые получили разрешение на подключение электричества.
Ещё одной причиной моей переквалификации стали мысли о переезде в Россию. По профессии плотника-столяра работать в одиночку сложно: нужно дорогостоящее оборудование, которое стоит не менее 100 тысяч рублей. Электрику на начальном этапе достаточно перфоратора, пары отвёрток и головы.
Первое время с работой в Москве было туго: мне приходилось обращаться к посредникам, давать объявления на всевозможных сайтах. На это уходило очень много времени и сил.
Какой это приносит доход
В России большинство людей «сами рукастые» и могут без помощи электрика починить розетку: меня же чаще всего просят заменить проводку.
Общий заработок нестабилен: бывает так, что в день обращаются один-два человека, а иногда за четыре дня — ни одного звонка.
У работы электрика также есть сезонность: например, зимой заказов бывает максимум на 30 тысяч рублей в месяц. Ремонтом обычно в это время никто не занимается, то ли дело — летом. В период с мая по ноябрь заказов становится значительно больше: это основное время, в которое можно заработать максимально.
Когда работа идёт бесперебойно, то можно зарабатывать около 200 тысяч рублей за месяц — и это не предел. Обычно такой суммы удаётся достигнуть, совмещая личные заказы и сдельную работу на фирме.
Это достаточно частая практика: например, компаниям не нужен постоянный электрик, поэтому она нанимает его под конкретный проект. С кем-то делаешь один объект, кто-то даёт в работу три объекта.
С фирмами сотрудничать сложно, потому что как только они находят сотрудника «подешевле», то отказываются от твоих услуг.
От такой работы я отказался ещё и потому, что компании не оплачивают дополнительные работы. Заказчик, может, и рад отдать больше денег, но представители фирмы начинают придираться к качеству услуги и в итоге не доплачивают электрику за неё.
Самостоятельно, без заказов от компаний, такие деньги зарабатывать сложно: если не хочешь убивать своё здоровье и работать в спешке, то в среднем можно выйти на заработок в 80 тысяч рублей в месяц.
Стоимость работы всегда зависит от её объёма. Бывают «двушки», в которых проводку можно поменять за 15 тысяч рублей, а бывают и такие, где замена обойдётся в 60–90 тысяч рублей.
Например, установка двух розеток и одного выключателя на люстру может стоить 5 тысяч рублей. Если к этому списку добавить антенну, проведение интернета, розетки для телевизора и компьютера, то сумма увеличится вдвое.
Как ищу клиентов
Основные способы поиска клиентов — это сайты объявлений и сарафанное радио. Около 95% заказов приходит через Avito и «Юлу».
Дополнительное «поднятие» объявления на Avito стоит 400 рублей в день. Если постоянно тратить на это деньги, то в месяц на продвижение будет уходить ходить около 12 тысяч рублей. Этого я себе позволить не могу, поэтому к платным услугам прибегаю, только когда заказов нет.
При этом самые мои надёжные клиенты обычно обращаются по рекомендации своих знакомых: с ними всегда знаешь, что они приходят за тем качеством, которое ты даёшь.
Заказчики с сайтов обычно дополнительно тебя перепроверяют. Обычно они насмотрятся видео в интернете и потом пытаются устроить тебе мини-экзамен по телефону.
Я к этому отношусь с улыбкой: просто никто не хочет быть обманутым.
Конкуренция в нашей области огромная, поэтому большое внимание приходится уделять «красоте»: тому, насколько симпатично выглядит выполненная работа.
Я бы сказал, что сейчас 50% времени работы занимает внешний вид, а другую половину — качество. При этом если забыть о визуальной составляющей, то проводку в «однушке» можно поменять за один день, а в итоге на всю работу уходит два-три дня.
Типичный график работы
Я работаю без выходных: точнее, мой выходной — это поиск работы. Обычно я стараюсь работать с 10:00 до 18:00, но придерживаться такого графика получается очень редко: только если занимаешься крупным объектом в течение пяти-семи дней.
Обычно меня просят приехать пораньше, чтобы заказчик успел встретиться со мной и пойти на работу, часто приходится работать даже без обеда. Когда везёшь с собой много инструментов, для продуктов может просто не хватить места, а в магазинах поблизости часто не продаётся готовая еда.
Бывает так, что мой трудовой день уже закончился, а дел остаётся всего часа на четыре. В таких случаях я лучше задержусь, чтобы не приезжать снова на следующий день.
В основном каждая задача выглядит одинаково: пустой объект, я работаю один, вокруг — пыль и грязь.
Зачем люди идут в эту сферу
На мой взгляд, основных причин — две. Во-первых, часть людей идёт в профессию, когда не поступает в университет. Они безграмотны в других сферах: стройка же куда более доступная.
Во-вторых, многих привлекает быстрый заработок: работаешь всего два-три дня и сразу же получаешь деньги.
Мне в моей работе нравится то, что всё зависит от тебя самого: хочешь — зарабатывай больше, хочешь — меньше, хочешь — работай на себя, хочешь — на компанию. Много людей окружает, много общения вокруг, знакомств. Ну и деньги в том числе.
Не нравятся пыль, грязь и неприятные заказчики. Правда, таких бывает немного: все же хотят, чтобы я сделал свою работу хорошо.
Что касается планов, то я думал о том, чтобы создать свою бригаду. Правда, пока не нашёл людей, которым можно было бы доверять: тех, кого можно оставить за работой наедине, а потом — не отвечать за них головой.