В профессию я пришёл в силу жизненных обстоятельств. Всё началось ещё в конце 1990-х, когда эта профессия была интересна и особенно востребована. Тогда я ещё учился в университете, надо было чем-то зарабатывать. Вариантов было два: работать по специальности, то есть санитаром скорой помощи, или охранять приезжающих в Россию иностранцев — предложение как раз для профессионального спортсмена. Естественно, второй вариант был интереснее, тем более, что включал в себя командировки. Затем я несколько лет работал в медицинской сфере. Переехав из Москвы в Петербург, задался вопросом о дальнейшей профессии: телохранитель или врач? В итоге из двух зол выбрал наименее «бумажное».
Для телохранителя важно разбираться в психологии. Можно выделить два типа телохранителей: телохранители-тени и телохранители больших габаритов. Первые всегда находятся рядом и готовы урегулировать любые ситуации, а при необходимости и включиться в них. Вторые работают на упреждение: своими габаритами и отсутствием мыслей в голове. Поэтому можно считать, что для разных типов телохранителей требуются разные качества.
Мне импонирует услышанное в своё время на одном из курсов повышения квалификации Национальной ассоциации телохранителей высказывание Алексея Фонарёва. Он сказал, что лучший телохранитель — это врач. Каждый раз я улыбался, когда слышал эту фразу. Почему врач? А у врачей психика непробиваемая. Стрельба, спортивные навыки — всё это второстепенные вещи, дополнительные качества. Правильная работа телохранителя — это когда он есть, но на него никто не обращает внимания. Он молчит, незаметен, но всегда присутствует. Руководитель может написать что-то на листке и передать, не поворачиваясь, так как знает, что листок возьмут.
С атрибутикой телохранителей ситуация сейчас и в 90-е годы сильно разнится. В прошлом мы работали в группе обеспечения, с зеркалом искали под автомобилем взрывчатку, осматривали помещение на наличие угрозы. Тогда нужно было всё это уметь. Сейчас телохранители чаще всего выступают как аксессуар, поэтому атрибуты определяет сам шеф. Когда тебе предлагают работу, то говорят, какие нужны костюмы и нужны ли вообще, обязательно ли огнестрельное оружие. Всё зависит от шефа и от ситуации.
Чаще всего клиенты — это люди, которые достигли определённого положения в обществе. Им важно и нужно показывать свою статусность автомобилями, домами, в том числе и наличием телохранителя и водителя. У этих людей к телохранителям есть некоторые требования, которые для каждого индивидуальны. Например, костюм требуют не всегда. Есть те, для кого принципиален дресс-код: только белая рубашка и черный галстук. А кому-то нужна гражданская форма. Бывает, что ты можешь побриться с утра, а в глазах шефа всё равно будешь небритым. Здесь большую роль играют субъективные факторы.
В моей практике чрезвычайных ситуаций не было. Вообще, когда случается что-то чрезвычайное — это значит, что телохранители плохо работали. Мы действуем на упреждение опасной ситуации. А «бытовухи», которые на телохранителей сегодня налагают, не считаю чем-то чрезвычайным. Например, повздорил кто-то в ресторане. Все люди могут быть конфликтными, также могут злоупотреблять алкогольными напитками. Такие недоразумения и приходится решать. А в целом, если против тебя работает профессионал, один-два телохранителя бесполезны. Я успел застать то время, когда телохранители работали несколькими группами, действовали грамотно — тогда была реальная защита.
Однако по-прежнему случаи на работе бывают самые разные, в том числе смешные и обидные.
Справлял как-то руководитель день рождения. Поздравлять приехали известные люди. И вот подъезжает машина, а из неё вываливается пьяное тело. Я как действующий телохранитель должен это тело нейтрализовать, то есть подвинуть в сторону. Люди всё-таки серьёзные сидят, ужинают. А это оказался один популярный исполнитель. Ко мне претензий, конечно, не было.
Или другая ситуация.
Было это летом, когда шеф решил погулять по Невскому. Как сопровождать в такой ситуации человека, да ещё и в одиночку, соло? По Невскому невозможно пройти так, чтобы тебя не коснулись и не задели.
Вспоминать это смешно, но в процессе выполнения задачи голову себе ломаешь порядочно.
Полномочия телохранителей — спорный вопрос. Здесь есть расхождение между законодательством, потребностями и желаниями. Эти три составляющие, как лебедь, рак и щука, буквально тянут в разные стороны. Согласно закону, например, мы практически ничего сделать не можем. В опасной ситуации речь идёт о секундах, а мы должны показать оружие, десять раз предупредить нападающего, выстрелить в воздух…
Раньше я проходил ещё те практики, когда всё строилось на том, чтобы сразу поражать потенциально опасные цели. А сейчас закрыть собой — большее, что ты можешь сделать.
В неформальных разговорах, кстати, многие признаются, что при нападении даже оружие доставать не будут.
У той же инкассации в этом плане руки более развязаны.
Работа телохранителя может быть в группе, с водителем и в одиночку — тактика разная. Соответственно, есть определённо выстроенные графики сопровождения руководства. Сейчас, к сожалению, когда вопросам безопасности уделяется не так много времени, телохранители работают «до упора». Если раньше, бывало, шеф сидит на встрече в кафе, а мы находимся рядом, то теперь ходить в места премиум-класса в сопровождении телохранителей уже не принято.
Чаще всего ребята клиентов ждут в машинах. Достаточно приехать на Казанскую площадь и увидеть, сколько народу по два человека сидят в автомобилях. Это всё телохранители, которые могут просидеть так весь день. Вся твоя задача в таком случае будет сводиться к тому, чтобы сохранить за всё это время выдержку, внимание и постараться не расслабляться. Я чётко понимаю, зачем я работаю.
На моей практике были ситуации, когда некоторые могли прямо во время своей смены плюнуть на всё, развернуться и уйти. И так бывает довольно часто. Меня научили спокойствию ещё в ординатуре, когда я принимал бабушек, которые обсуждали свои диагнозы. Чтобы поколебать чем-то мою психику, нужно постараться.
За всё время страшно никогда не бывало — было весело. А так, страшно людям, которые в окопах сидят. Мы в окопах не сидим, но определённая сосредоточенность и внимательность необходимы.
Сейчас в профессии нет чёткого регламента. Бардак. Новое поколение телохранителей — моложе 30 лет — не было воспитано в прежней системе. В их работе присутствует безалаберность, нет концентрации внимания. Всё это потому, что современная ситуация не предполагает прежнего темпа работы.
Раньше в Петербурге и Москве было несколько школ телохранителей, а сейчас их просто нет. Они переформатировались или закрылись.
Но работа телохранителя будет всегда. Опричнина будет существовать при любых раскладах, просто она может уйти в какие-то иные ведомства. Сейчас, например, активизируются охранные предприятия.
Ситуация изменится тогда, когда возникнет дополнительная степень опасности. Когда-то руководители буквально заставляли тебя ходить в спортзал, тренировать навыки стрельбы, то есть заботились о твоей форме. Сейчас эту потребность в профессионалах удовлетворяют люди тех лет или отставники — пенсионеры ФСО.
«Шеф посылает за туалетной бумагой или просит проехать по встречной полосе»
Основные требования при устройстве на работу — это спортивный вид, подтянутость, как минимум 180 см роста. При этом бывает такой график, при котором выходишь из дома в 8 утра, а возвращаешься в 2 или 3 ночи. Какой спорт может быть при таком распорядке дня?
Собеседования — клоунада чистой воды, потому что длятся по 12 или 10 часов, по нескольку дней. Для тебя моделируют ситуации, которых в реальности быть не может. Заставляют, например, гонять на машине, пугая весь город. Или отсеивают людей таким образом: велят ждать 15 минут, а сами уходят на 3 часа. Могут провести спарринг, выставив против тебя противника заведомо сильнее — но это было свойственно 90-м годам.
Всё, что говорит руководство, в процессе работы сумасшедшим не кажется. Тебе поручают дела вплоть до покупок туалетной бумаги или требуют найти товар по самой низкой цене и «сбить» ее еще на 20%. Или просят водителей проехать по Невскому по встречной полосе. На каких основаниях? Оснований на это нет никаких. Если охраняемый человек адекватный, то таких безумных задач никогда ставить не будет.
Самое интересное в этой профессии — возможность учиться. Многие телохранители стоят бездумно, другие следят исключительно за возможными угрозами. А ведь это настоящая школа, когда находишься рядом с человеком, который ведёт деловые переговоры по бизнесу.
Знакомые и друзья часто замечают, что я, проработав с человеком год-два, меняюсь в плане общения и контроля финансовых дел.
Всем этим навыкам можно учиться в теории, а можно и на практике, наблюдая за реальной работой человека. Кроме того, это хорошая возможность завязать полезные связи.