Я продавец в магазине, работаю больше десяти лет. И меня задолбали родители, которые свою вину в воспитании детей перекладывают на нас. По закону мы не имеем права отказать ребёнку старше шести лет, так как он уже обладает частичной дееспособностью и может совершать мелкие бытовые сделки. А дети младше, по закону, в принципе не могут выйти на улицу без сопровождения родителей, поэтому мы считаем, что если ребёнок пришёл к нам один, то ему уже шесть лет.
И вот он накупает всяких сладостей, игрушек и пр. и протягивает пятитысячную купюру. Ещё раз повторюсь, мы не в СССР, где такому бы ребёнку отказали в продаже товара и ещё вызвали милицию с вопросом: «Где взял деньги?» Мы никого не обвиняем и если есть такие деньги, значит ему их дали законно. Обвинять и подозревать (по презумпции невиновности) мы также не имеем права. Поэтому продаём.
И вот через несколько минут прибегают взбалмошные родители и начинают орать на продавца, как это он посмел принять такую купюру у ребёнка, почему не вызвал полицию, не задержал и как это он отказывается принять назад пожёванную жвачку и поломанные игрушки. Грозятся судом, расправами.
Особо одарённые утверждают, что ребёнок взял деньги без спроса или ему было дано задание купить определённые продукты. Вы действительно считаете, что я должна выяснять у ребёнка, спросил ли он родителей про эти деньги и какой набор продуктов ему надо купить? Но, тем не менее, такие ситуации сплошь и рядом.
С детьми постарше иная ситуация. Бывает, в компании где есть совершеннолетние отпрыски, «тусят» подростки лет 12−14. И когда эти совершеннолетние идут в магазин и покупают алкоголь и сигареты, мы не должны знать и не имеем права спрашивать, кому они их покупают. Независимо от количества. И они начинают обвинять нас, продавцов, в том что не спросили у совершеннолетнего дылды, а кому он покупает этот алкоголь, а нет ли среди его друзей несовершеннолетних пьяниц и т. п.
Ну почему у вас в этом-то тоже продавец виноват? Даже если зашла компания подростков и покупает один, совершеннолетний, максимум что мы можем — спросить у него паспорт. Ведь вы же, взрослые, когда с ребёнком приходите в магазин, и покупаете алкоголь, мы же не спрашиваем свидетельство о рождении вашего отпрыска, и не спрашиваем, не собираетесь ли вы его спаивать только что купленным коньяком?
Так почему тогда только продавец виноват в подобном воспитании, а точнее — в его отсутствии, ваших детей? Почему вы обвиняете во всех своих грехах его?