Ранее я никогда не думал, что буду как-то связан с электричками, даже ездил на них крайне редко. Теперь я машинист и работаю на железной дороге. Долгое время управлял старыми советскими электричками, а теперь езжу на новых швейцарских польской сборки. До того, как стать машинистом,
пришлось довольно долго работать стажером — около 18 месяцев.
Новые электрички очень удобные, но пассажиры не знают, скольких усилий нужно, чтобы пустить их в эксплуатацию. Большинству машинистов старой закалки было действительно тяжело переучиваться, так как нужно было много учить составляющих частей новой электрички на эстонском языке, а потом сдавать экзамен.
Про работу машиниста я очень много был наслышан от знакомых и, когда начался новый набор работников, решил попробовать, сходил на собеседование, повезло — взяли. Заранее уже знал, что придется работать не по восемь часов с понедельника по пятницу, как большинство, а по графику, в зависимости от того, куда придется ехать.
Мне повезло, что живу рядом с депо — 5-10 минут пешком. Может, когда на работу брали, учли и этот факт — в случае чего ехать недалеко, смогу заменить кого-то.
Если сравнивать с другими профессиями, то нет такого, что каждую неделю одинаковое количество рабочих часов, на одной неделе может быть 50-55, а на другой всего 20.
Конечно, устраиваясь на эту работу, заранее знал и про то, что, помимо ненормированного графика, я, в отличие от остальных своих друзей и родных, буду работать и по праздникам. Даже когда рабочий день выпадает не на Иванову ночь или не на Новый год, то следующий день будет обязательно рабочим, поэтому погулять и повеселиться, что называется «по полной программе», не получится. Зато отпуск машиниста достигает 38 дней, и если кто-то хочет, то можно взять все дни сразу.
Основными трудностями профессии являются сбитые люди и машины. Конечно, люди гибнут по своей вине — например, перебрал с алкоголем, сел на рельсы, уснул и в итоге не услышал гудок. По сути, машинисты не виноваты в случившемся, но стресс остается.
Если кого-то сбиваешь, то дают несколько дней отпуска. Сколько именно — зависит от степени тяжести аварии. Лично мне, я считаю, повезло, да, наверное, и к счастью, что выбегали только животные, людей сбивать не приходилось.
А вот коллега, который отработал на железной дороге больше 15 лет, сбил однажды мальчика-подростка. Когда он мне рассказывал об этом, говорил, что этот мальчик порой ему даже снится. Подросток был пьян, сидел один на рельсах и не слышал гудка. Затормозить в таких ситуациях просто нереально. Машинисту тогда дали десять календарных дней отпуска.
Часто встречаются самоубийцы, у которых после столкновения в кармане находили предсмертные записки. Что же касается животных, то их в основном сбивают в темное время суток. Жалко их, конечно, но что поделать. А выходных за животных не дают.
Бывают и такие ситуации, когда совсем пьяные мужчины или компания наркоманов катаются без билетов, а на конечной отказываются выходить. Кондукторы — чаще всего женщины или молодые девушки, и в такие моменты им необходима помощь. Тоже много всего можно услышать в свой адрес.
При мне один раз группа ребят отказывалась выходить из электрички на конечной станции, говоря о том, что там холодно. Оставить в электричке я их не мог, но нас двое, а их четверо. Повезло, что среди всей компании был один умнее остальных, он и сказал своим ребятам, что проблемы лишние никому не нужны. Все встали и вышли, оставив, правда, за собой много мусора.
Еще типичная ситуация.
По графику большая остановка на Балтийском вокзале. Мы с кондукторами выходим из электрички, и тут подбегает какой-то парень и начинает уговаривать нас купить шоколадки. Идет за нами, не отставая, предлагает снова и снова, затем убегает к другим прохожим, а потом снова к нам, как будто видит нас впервые. Надоедает спокойно объяснять, что нам ничего не нужно, да и накричать вроде неудобно. С одной стороны, у него все стоит гораздо дешевле, чем в магазине, с другой — неизвестно, украдено ли это и все ли в порядке с продуктами.
Мне очень нравится водить, у нас отличный коллектив, а еще большой плюс — то, что можно бесплатно ездить на электричках. Работа чистая, по ремонту сами ничего не делаем. С тех пор, как тут работаю, реже стал ездить на автобусах, понял, что без труда можно добираться и на электричках, до этого вообще не ездил на них лишь в детстве пару раз.
Форму нам выдают, буквально недавно пришла новая, усовершенствованная — рубашка, брюки, куртка, галстук и фуражка. Теперь мы все такие солидные. В комплекте есть и вторая рубашка, а вот стирать и гладить будем все сами.
Коллектив у нас очень дружный, можно договориться и поменяться в случае необходимости. Конечно, если кто-то знает о предстоящем событии в следующем месяце, то при составлении графика на следующий месяц можно предупредить и сделать выходной, чтобы не пришлось в последний момент искать замену.
У нас женщин-машинистов нет. Может быть, их не брали на работу потому, что со старыми электричками бывали проблемы, часто случались поломки. Сейчас в этом плане, конечно, проще, но и на новых электричках девушек или женщин не встречается. Может быть, потому, что многие являются мамами, а какая мама захочет несколько раз в неделю ночевать не дома?
Как и все трудящиеся, мы, машинисты, тоже ждем зарплату с нетерпением. Какой-то дополнительной работы или халтуры у нас, как правило, нет. Про зарплату сказать что-то особое не могу, так как, сколько бы ни получали, всегда может быть мало. Но, по крайней мере, платят выше средней по стране. Раз в три месяца получаем премии. Все выплачивается в срок, все официально, нет никаких конвертов.
Вопрос о том, ловили ли кого-то пьяным на работе, интересует многих, но за годы моей работы выговор за пьянство никому ни разу не делали. Бывало, давали дышать в трубку на начальных станциях, но пьяных или с похмелья, к счастью, не было. Все машинисты относятся серьезно к своей работе, ведь у нас в каждом вагоне более двадцати человек.
Я вожу только электрички. Быть универсальными работниками у нас не получается, так как управлять товарняком и обычной электричкой — это совершенно разные вещи, хотя, если бы с одними правами можно было бы ездить на всех видах железнодорожного транспорта, было бы удобно.
Кстати, любопытно, что у машиниста может даже не быть обычных автомобильных прав, достаточно иметь права на железнодорожный транспорт. Есть и такие примеры. Хотя большинство все же и автомобиль водит.