В детстве у меня пропадали игрушки — уеду в деревню на детсадовское лето, после на школьные каникулы, а как вернусь — чего-то да не хватает. Спрашивала маму — ты не видела моего котенка с качающейся головой? а оленя? а машинки? и т.п. Она только: твои игрушки, ты за ними и следи, не уследила - сама виновата. Ну, я перерою все наши вещи на невеликой площади комнаты в коммуналке, что-то найду, что-то нет… Плохо искала, значит. Надо учиться искать лучше.
Так обзавелась привычкой на новом месте обитания прошерстить все уголки, все ящики, блин.
Отрочество, шило в жопе. Любопытствую так в деревне по пыльным шкафчикам, найду то одно, то другое сокровище, которых мне мама не купит – перочинный ножик, бинокль… Показываю бабушке, спрашиваю, нужно ли ей это, а та с нежной улыбкой: забирай, внученька. Я счастливая возвращаюсь потом с чем-нибудь в город.
А в это время мой дядя, живущий с бабушкой в одном доме, рано или поздно обнаруживает пропажу своих заначенных вещиц. Объяснение случилось через несколько лет, видимо, сопоставлял случаи пропаж и бабку раскручивал на признание. Ну и стыдно мне было, когда поняла, что то, что для меня — радостное приобретение, для него — потеря любимых вещей, что дарили мне не свое, а чужое…
Юность, в деревню мы с мамой стали ездить реже, а т.к. транспорт до нее больше не ходит, всё на себе десяток км тащить — запас одежды там держали. Приезжаем в очередной раз, и вместо приличной одежды в шкафу — одно рваное тряпье для огорода. Бабушка в отказ: так и было. Тут раз — и двоюродные сестры пришли в гости из соседней деревни, да в пропавших куртках! Оказывается, у них недавно в моду вошло приходить к бабушке на баню (пока своя ремонтируется) без чистой одежки, она им все моё и переотдавала. А мамино их мамка брала. Моя мама весьма огорчилась, лишившись своей праздничной кофты, да увидев потом ее всю изгвазданную — в ней корову доили, хлев убирали... Кажется, тогда ее немножко проняло, поняла, как твоё любимое без спроса отдают «кому нужнее».
Молодость — у меня родился сын, я в декрете не сижу, вджобываю вместе с мужем, с ребенком сидит моя мама, теперь бабушка. И тут окрылись тайны. В разговоре как-то мельком она упоминает, что внук кой-какими игрушками редко играет, она их втихомолку изъяла, что-то внукам подруг отдала, а вот этот пакетик надо просто до помойки донести, но так, чтоб он не видел. Зачем? Ну, она же с моими игрушками всегда так делала, что такого-то? все так делают!
Я маму люблю, так что полыхающее внутри наружу стравилось аккуратно, через разъяснение, что такой психотравмы моему сыну не надо, хватит длить в поколениях это крестьянско-патриархальное безобразие — «дети принадлежат родителям, равно как и их собственность», «а что люди скажут?»
Села я с сыном (было ему годика 4) и мы с ним рассудительно разобрали игрушки, что ему надо, а что — уже не надо, и мы отдадим это другим детям (отдельная кучка) или выкинем (еще кучка). И в последующие годы периодически повторяли сию операцию. Его вещи — ему решать.
У человека должно быть личное пространство. У человека любого возраста могут быть милые сердцу памятные вещицы, и неважно, сколько они стоят и кому нравятся: не твое – не распоряжайся.