Внезапно выяснил, что работаю в коллективе, где буквально одно жучилы. Коллеги за ланчем, абсолютно не стыдясь, делились историями, где и сколько украли. Кто-то сбежал из ресторана, не заплатив по счету (оказывается, есть масса хитроумных способов пообедать на халяву), кто-то принципиально не платит за проезд, мотивируя это тем, что транспортники и так на нас неплохо наживаются, повышая цены ежегодно, а кто-то просто рассказал, что воровал в магазине.
Больше всех отличилась наша замначальника Полинка, которую в свое время, оказывается, чуть за это дело не поперли с работы. Зарабатывала тем, что заказывала полиграфию и сувенирку для фирмы за откаты «дружественным» конторам. Причем воровство у акционеров она считала чуть ли не подвигом…
Особенно меня поразило, что все коллеги рассказывали это со смехом, ничуть не переживая за свою репутацию. «А что? Главное, не поймали же», — удивился один мой сослуживец, когда я спросил его об этом. Про аморальность, про то, хвастаться такими поступками по меньшей мере странно, я с ним говорить не стал. Понял, что бесполезно, не поймут, сочтут занудой в лучшем случае. В худшем — подумают, что я считаю себя лучше всех.
Это, конечно, не так. Тем более что сам не святой, в жизни мне много приходилось хитрить и изворачиваться. Например, когда брал свою ипотеку, согласился на условие хозяина квартиры занизить ее официальную стоимость. Считай, помог украсть у государства. Хитрил, когда заполнял анкеты в страховой, чтобы платить поменьше. Вступил в сговор с агентом по продаже полисов ОСАГО, чтобы выбить скидку побольше. А еще, когда рефинансировал кредит, предоставил оценщику поддельные фотографии своей квартиры, иначе вряд ли бы получилось.
Все это в той или иной степени воровство. Оправдывать его тем, что банкиры и так дерут по три шкуры с граждан, или еще чем, не стану. Потому что если начну воспринимать это как норму, то что дальше? Убийство?
Мне кажется, что деградация всех этих норм — от «не укради» до «не возжелай» — в нашем обществе просто зашкаливает. Становится для многих правилом жизни. В душе все ругают правительство, зажравшихся чиновников. Но если посадить на место мэра небольшого городка какого-нибудь обличителя из «Фейсбука», то сомневаюсь, что через год-два у него не появятся ниоткуда пару мерседесов и трехэтажная дачка. «Честных вокруг нет» — по-моему, это единственная мораль, которую вынесли мы все из нового капиталистического уклада. А если нет честных, то и доверять никому нельзя. Банк обманет, на работе не доплатят, жена отсудит квартиру…
Поэтому, может быть, не стоит жаловаться, что банки задирают ставки по кредитам, а цены на коммунальные услуги растут год от года. Если бы не неплательщики, может, и ставка по моей ипотеке была бы не 9,5%, а, скажем, 7—8%.
А сколько из нас с полным осознанием собственного права не платят за воду и свет, скручивают счетчики, пользуются незаслуженными благами? Эти неоплаченные килокалории и киловатты распределяют на всех, закладывают в рост тарифов.
Я не моралист, но хорошо понимаю, что в обществе, где люди привыкли обманывать, никакого развития бизнеса, роста экономики ждать не стоит. А государство, банки, торговые сети и прочие институты всегда найдут способ взять свое. Жаль, что страдать приходится самым честным и самым бедным.
© Алексей Кулясов