Зеркало


18+


10 апреля, 2020

Люди раньше были крепче

Люди раньше были крепче. И не потому, что вели натуральное хозяйство. А потому, что были приучены к труду. Были выносливее.

Мои родители каждые выходные, начиная с весны и заканчивая осенью, ездили пахать на дачу. Именно пахать. И знаете, что? Они не просто не ныли, им это нравилось. Потому что дача — это была не просто дача, а иная жизнь, которая начиналась за городом.
И дело не в том, что родителям не хватало денег. Хватало. Им просто нравилось работать на даче.

Рядом была река и в обед мы ходили купаться. А через два участка была дача родительских друзей. Они часто приглашали нас пить чай, потому что у них в доме была настоящая кухня с плитой и тетя Марина обязательно готовила что-то вкусненькое. А я ходила играть с их дочкой Оксанкой. То я к ней, то она ко мне. Потому что у меня была целая армия игрушек и старая бабушкина посуда, в которой я готовила обед плюшевым медведям.
Потом, кстати, когда я выросла, то специально приехала на дачу и забрала все эти красивые бабушкины тарелки, хорошенько помыла и мы потом из них ели. Не понимаю, почему они вообще оказались на даче.

Отец сам построил дом. Из того, что было. И не просто квадратный дом с треугольной крышей, а домик на два этажа.
На второй этаж вела неудобная лестница и комната была под крышей, но именно она нам с братом особенно нравилась.

Дом был истинно дачным, ему не хватало, конечно, облицовки, но мы там почти не находились, пропадали на свежем воздухе. И кухни с плитой не было. Мы ели огурцы и помидоры с грядок. Просто привозили с собой хлеб и соль. Еще вареные яйца. А вечером пекли картошку в пепле от костра. Я вкуснее в жизни ничего не ела. Даже перышки зеленого лука с черным хлебом и солью казались на даче блаженством. Потому что на свежем воздухе. После долгой дороги.

Мы часто ходили на дачу пешком, представьте себе. Кому-то тяжело на дачу в машине ехать, а мы специально шли пешком. Потому что нам нравилось. А дорога была — минут сорок, не меньше, если не больше. И обратно столько же. Возвращались домой уже по темноте.

Потом, когда я научилась, спасибо папочке, кататься на двухколесном велике, то гоняла на нем туда — обратно, пока родители шли пешком.
Иногда обратно мы ехали в автобусе, потому что везли сумки с урожаем. Иногда нас возил с дачи дядя Саша, у которого дача через два участка, тетя Марина, Оксанка и кухня с плитой. Это была не проблема.

Участок был не то, чтобы большой, но на нем всего было много. Смородина, красная и черная, крыжовник, яблони, грядки с клубникой, зеленью, морковью, огурцами, кабачками, капуста, теплица с помидорами и, безусловно, картошка.

Урожай был знатный. Помню, кабачки мы складывали в углу кухни египетской пирамидой. Мешки с картошкой стояли в кладовке.
Вот, кстати, кладовка. Отец сделал в ней полки и там хранились соленья, варенья и компоты, которых хватало до следующего дачного сезона.

Отец с матерью работали, вместе все делали по дому, вместе пахали на даче и вместе осенью закатывали банки. Не было такого, что папа у нас работает, а мама — принцесса. Все тогда работали. Сразу везде. И все успевали. И еще время оставалось. И никто не уставал. И все были довольны. Ни разу не видела кислых и недовольных рож, честное слово.

Дни рождения, Новый год, просто вместе собирались, накрывали столы, открывали кладовку. О, это был мой любимый момент! Доставались соленья и компот. А компот я обожала. Яблочный из белых яблок и из красных. Или из ранеток. Мой любимый. Дьячок, так, кажется, называл папа яблоню, у которой не росли яблоки, а только ранетки. На даче я их ела пачками. Сладко — кислые. В детстве я обожала все сладко — кислое. Щавель. Облепиху. Варенье и компот из облепихи — самая вкуснятина, лучше всего остального.

Когда мы с братом выросли, то на даче уже не отдыхали. Помню, я ягоды собирала, брат — колорадских жуков.
Потом картошка. Брат с отцом выкапывали, а мы с мамой собирали. И тяжело было, и весело. И вместе потом садились обедать. Только на даче мы собирались все вместе за одним столом, потому что в городе на это не было времени. Работа, учеба, у всех разные графики.
И домой я приезжала уставшая, но какой-то приятной усталостью. После нее было так сладко засыпать…

Вот эти помидоры, особенно которые зимой продают — это же не помидоры. Да и все остальное — такое себе. У кого не было дачи, тот и не поймет, конечно.

Я жду наступления сезона и все овощи покупаю на рынке у бабушек. Бабушки цены заламывают, но оно того стоит. Потому что вы никогда не купите помидоры сорта «Бычье сердце» в магазине. Настоящие — никогда.

По идее, каждое последующее поколение должно становиться сильнее. Ан нет. Приспосабливаемся, конечно, но физически и генетически слабеем и пустеем.
Одни нытики вокруг, от плевка переломятся, на даче они ненавидели горбатиться, да они лучше в магазине все купят, и почти у всех депрессия, бессонница, лишний вес и антидепрессанты, тьфу.
На даче надо вкалывать — и все наладится.

Раньше сок, квас и газировку пили всем городом, слегка ополоснув стакан водой. И живы были, и здоровы.
И в садик все дети гурьбой ходили, никто не болел. А сейчас только и слышишь причитания мамашек, ой-ой-ой, мой неделю в садик ходит, две дома болеет. Ежкин ты кот! Заболевает от вида чужих соплей. Сахарные все стали. И даже меню у всех разное. Этому молоко нельзя, тот яблоки не ест, для них отдельно готовят.
Мы в детском саду если то, что нам дают. И просили добавки. И кстати, еда была прекрасная, не то, что сейчас. Порции крохотные, в гороховом супе три горошины, в супе — лапше десять лапшичек.

Может быть, стоит развивать в своих детях любовь к труду? Чтобы не болели, были трудоспособные и выносливые. А то слишком уж все обленились. Полуфабрикаты, готовая еда, стиралки, посудомойки, роботы — пылесосы…

А знаете, как это здорово было, собираться всей семье и лепить пельмени? Покупался кусок мяса, а потом его прокручивали в мясорубке и делали фарш. Это вам не покупное. Это, именно «это», а не пельмени, даже уличные животные есть не будут.

А мы снова собирались всей семьей за одним большим столом почти на весь день. И обязательно лепили «счастливый пельмень», целиком из теста. И сколько радости потом было у того, кому он попался.

Мой отец, кстати, уже давно живет на даче. Круглый год. Говорит, дом и земля всегда ухода требуют. Там посадил, тут прорядил, это починил, то прибил, значит, нужен, значит, живой. А если дома сидеть буду, говорит, то сдохну от скуки.

А сейчас в карантине страдаем, ссоримся и подаем на разводы. Разучились играть в лото, карты, скрабл, читать книги, разговаривать и лепить пельмени…

Posted by at        
« Туды | Навигация | Сюды »






Советуем так же посмотреть





Эскорт Москва