В России достаточно много пластических хирургов, но с каждым годом их становится всё больше. К сожалению, это не идёт на пользу профессии.
Сегодня в профессию приходят в основном молодые люди, воодушевлённые большим заработком. То есть они хотят сделать не мир лучше, а себя богаче.
Почему-то принято считать, что пластическая хирургия — это не просто элитная область медицины, но и очень денежная профессия. На самом деле хороший врач другой специальности получает ничуть не меньше.
По сравнению с не очень профессиональными врачами пластический хирург, конечно, получает больше. Он активнее занимается вопросами пиара, старается стать известным. Современная ситуация, по крайней мере в нашей стране, такова, что люди до сих пор очень верят рекламе и покупаются на неё. Кстати, недавно вышло постановление правительства, запрещающее открытую рекламу медицинских услуг. То есть можно сообщать, что открылась клиника и занимается она тем-то, а вот рассказывать, какие там крутые специалисты, уже не имеет никакого смысла: за это будут наказывать.
На самом деле медицина в России за последние 10-12 лет сильно продвинулась вперёд. Сейчас многие врачи стажируются за рубежом, к нам приезжают высококвалифицированные иностранные специалисты, читают лекции и делают показательные операции. На работу влияет и новое оборудование: оно облегчает труд, минимизирует травмы и скрывает следы после операций.
Как стать пластическим хирургом?
Человека, решившего стать пластическим хирургом, прежде всего ждёт медицинский институт, где получается общая специальность — «врачебное дело». Чтобы начать работать, нужно отучиться в общей сложности шесть лет. Но это не значит, что вам сразу дадут самостоятельно оперировать. Через шесть лет вы можете пойти в ординатуру или в интернатуру и там ещё отучиться как минимум два года. И даже после этого вы ещё не сможете официально проводить самостоятельные операции: необходима практика и работа с более опытными врачами. Говорят, сейчас некоторые врачи находят обходные пути. Какие именно, не знаю, я так не делал, но слухов ходит много.
Официально специальность появилась не так давно, меньше десяти лет назад. В Советском Союзе была общепринятая специальность пластической хирургии, но подготовка по ней не проводилась, не было специализированных отделений. Всего работали две большие клиники в Москве, которые этим занимались, и несколько клиник в столицах союзных республик. Но о них мало что знали: они были малодоступные и платные. После распада Союза началась полная анархия: в специальность пришли все, кто этого хотел.
Многие пришли в профессию из так называемой реконструктивной хирургии. Это хирургия, которая занимается вопросами восстановления человека после травм, операций. Я тоже пришёл из этой области: раньше восстанавливал людей после онкологических операций, после опухолей головы и шеи.
Другие врачи пришли из хирургии кисти — это, знаете, когда пришивают пальцы отдельно и кисти целиком, то есть это такие тонкие, сложные операции. Кто-то приходил из челюстно-лицевой хирургии, из разных областей. Сейчас официально можно прийти только из общей хирургии.
Тенденции в хирургии
Современные эстетические хирурги не делают больших операций. Задача современных хирургов — сделать так, чтобы пациент на следующий день после операции смог встать и идти на работу, в театр, ещё куда-то. За рубежом это сегодня едва ли не постулат. Сейчас всем советуют сделать несколько небольших операций подряд, чем ложиться под нож на десять часов и отходить потом от этого месяц.
Многие считают, что пластические операции многочасовые, очень сложные и с огромным количеством крови, но это не так.
У нас в стране до сих пор доминирует старая тенденция: приходит человек и говорит: «Я хочу выглядеть моложе». Нельзя выглядеть моложе — можно лишь казаться. На Западе важно выглядеть достойно на свои годы. Мы должны знать, что женщине, допустим, 50 лет, и завидовать, что она в свои годы так выглядит. Там перед хирургом стоит задача сделать так, чтобы человек выглядел лучше, а не моложе.
Стремление россиян убрать все морщинки и всё разгладить приводит к тому, что лица становятся такими, будто по ним утюгом прошлись. К счастью, сейчас это тоже постепенно уходит.
О популярных операциях
Чаще всего к врачам до сих пор обращаются с желанием выглядеть моложе. Для одного это значит пухлые губки и большую грудь, а для другого — убрать морщины под глазами. У каждого своё.
Долгое время самой популярной операцией в России была липосакция — удаление избытков жира. Сегодня она отошла на второй, если не на третий план. Сейчас самой популярной операцией во всём мире является ринопластика. Очень много как женщин, так и мужчин недовольны формой своего носа. Далеко не всегда эти претензии обоснованны: часто в людях говорят комплексы.
Несколько реже сегодня делают операцию на грудь (причём как увеличивают, так и уменьшают). В последние годы всё чаще обращаются за операцией на глаза, а именно за пластикой век. Всё-таки глаза — это зеркало души, они сразу выдают возраст и состояние человека. Неудивительно, что многие пытаются их изменить.
Омолаживание также остаётся популярным. Сейчас существует множество вариантов избежать операции: есть различные эндоскопические, лазерные процедуры, с радиоволновым оборудованием, которые позволяют достичь эффекта не хуже, чем после круговой подтяжки лица.
О ценах
Эстетическая хирургия изначально не может быть дешёвой, так как это прихоть человека. Ведь если вы хотите хорошую машину, то заплатите хорошие деньги. Если вы хотите выглядеть лучше, то тоже будьте добры выложить круглую сумму.
Однако сегодня большую роль играет высокая конкуренция. Часто при открытии клиники специально занижают цены, чтобы набрать свой пул пациентов, а затем повышают стоимость услуг. Если этого не происходит, то лучше быть настороже: часто низкие цены — это просто показатель низкого уровня специалистов. Всё это логически объяснимо: не могут быть дешёвыми качественные инструменты, оборудование, перевязочные материалы, да и специалисты, в конце концов.
Разброс цен в нашей области огромный. Если говорить о самой популярной операции, ринопластике, то она может обойтись от 30 до 600 тысяч рублей. Средняя цена держится на уровне 120-150 тысяч рублей. Дешевле я бы делать не советовал. За эти деньги будут работать хорошие хирурги с качественным оборудованием. Если операция дороже, то здесь вам уже обеспечивают сервис на высшем уровне и звёздное имя хирурга.
О пациентах
Пациенты пластического хирурга очень разные. К нам приходят и бедные, копившие деньги несколько лет, и очень богатые. Регулярно обращаются девушки из «офисного планктона»: чаще всего они долго собирают деньги на заветную операцию хотя бы чего-нибудь. С помощью пластики девушки хотят, как правило, наладить свою личную жизнь. Сейчас же это гораздо проблематичнее: все допоздна сидят на работе. Они могут годами отказывать себе в отпусках и новой одежде, чтобы потом прийти и сделать хотя бы небольшую пластическую операцию в надежде, что это решит все их проблемы. Многим это действительно помогает: после процедуры человек начинает чувствовать себя более уверенно.
Была у меня интересная история во время кризиса 1998 года. Девушка привела свою маму лет 45: её уволили с работы, а за полгода до этого она развелась со своим мужем. По женщине это всё сильно ударило, она плохо выглядела, и жить ей совершенно не хотелось. Некоторые деньги в семье ещё водились, поэтому они собрали их и пришли, чтобы сделать маме подтяжку лица. Дочь решила, что это будет лучшая инвестиция. И, знаете, они не ошиблись. Года через полтора ко мне пришла эта женщина с благодарностью: после операции она нашла сразу две хороших работы на дому, встретила мужчину. Выглядела она шикарно, причём не сколько из-за операции, а просто потому что начала следить за собой. Я ничего особенного не сделал, но женщина полюбила себя, начала по-другому одеваться, делать макияж и всё такое. Благодаря операции она получила уверенность в своих силах и смогла изменить свою жизнь.
Обеспеченные клиенты приятны по-своему: чаще всего они знают, что именно хотят в себе изменить. Например, если приходят на ринопластику, то обязательно понимают, какой формы нос нужен. И такие клиенты обычно доверяют хирургу и чётко следуют его указаниям. Потому что обычно человек приходит на липосакцию и думает: «Сделаю операцию и буду снова есть всё, что хочу, а потом мне врач снова сделает липосакцию, а потом ещё и ещё», но нет, так не работает.
Есть, конечно, часть пациентов с определёнными психическими отклонениями, которые пытаются воплотить свои навязчивые идеи в жизнь: например, сделать грудь невероятных размеров или вовсе удалить её из-за страха перед раком. Это же тоже экзотично, но это плохо, противоестественно и на самом деле трагично. Люди, недовольные своим внешним видом, готовы удалить часть зубов, чтобы изменить форму щёк, которые им кажутся полными.
Звёздные клиенты
Знаменитости — те же самые люди, которые тоже хотят выглядеть хорошо. Причём чаще всего они хотят сильно отличаться от остальных, что приводит к неоправданному количеству операций. На сцене благодаря хорошему макияжу и умелой постановке света не видно никаких огрехов, зато если посмотреть на лицо такого человека вблизи, то тут всё понятно: эти лица, скажем так, если не безжизненны, то маловыразительны, они теряют свою привлекательность, живость. У многих следы от постоянных операций заметны даже с экрана телевизора, это, к сожалению, уже не исправить.
О недовольных
Конечно, на пути любого хирурга встречаются пациенты, которые недовольны результатом операции. В таких ситуациях чаще бывает, что операция прошла отлично, врач гордится работой, а вот пациенту не нравится. Человек в своих мечтах видел что-то совсем другое и не понимал, как это будет смотреться в жизни.
Причём, как ни парадоксально, не меньше случаев, когда хирург не доволен своей работой, а вот клиент — наоборот. В таких случаях результат считают хорошим.
Для нас главное, чтобы пациенту нравилось.
Чтобы избежать таких проблем, хирурги очень подробно обсуждают с пациентом, что именно с ним будут делать и какой нужен результат. Проблема в том, что часто человек так зацикливается на каком-то образе, который он себе придумал, что слышать не хочет врача. Если хирург видит такую проблему, то ему надо дополнительно работать с пациентом, объяснять ему, как получится, а как — нет. Это сплошь и рядом встречается, это нормальное явление в нашей работе.
Об опасности
Любое хирургическое вмешательство, даже лечение вросшего ногтя, несёт в себе риск. Даже в терапевтической косметологии, которая вроде вообще не должна вредить, встречаются случаи, когда пациенты страдают. Это происходит или из-за неправильных действий врача, или из-за индивидуальных особенностей организма пациента.
В хирургии нет простых операций, все они сложные.
В эстетической хирургии принято отказываться от операции, если врач испытывает хотя бы малейшее сомнение в успехе процедуры. Нормальный хирург никогда не пойдёт на риск, исключение составляют лишь те отчаянные парни, которые готовы на всё, чтобы заработать денег.
Как найти хорошего пластического хирурга?
Если вы решаетесь на пластическую операцию, то будьте готовы, что ваше общение с хирургией будет продолжаться и после процедуры. Пациент как минимум раз в месяц должен посещать терапевта-косметолога и выполнять его рекомендации по уходу за собой, а раз в несколько лет снова посещать своего пластического хирурга для коррекции.
Обычно сегодня ищут врачей через интернет, но это не лучший путь. Верить рекламе тоже не надо: хорошие хирурги в ней просто не нуждаются. Многие ищут специалистов, которые делали операции знаменитостям, но в таких случаях надо сразу понимать: врач может быть и хорошим, но стоимость операции у него, скорее всего, заоблачная.
Правильнее всего искать через знакомых. Так можно найти хирурга не хуже, чем у звезды, который готов работать в более скромном ценовом диапазоне. Тот, кто обращался к хирургу, лучше любой рекламы расскажет, насколько он доволен результатом, как всё проходило, какой врач, какой персонал. То есть здесь по-прежнему работает сарафанное радио.
Очень важно, чтобы в беседе с врачом пациент осознал, что врач понимает, чего клиент хочет. Нужно, чтобы у врача и пациента было это единение, чтобы они говорили на одном языке. Только тогда результат будет положительным.