Хорошо помню эти времена...
Ничего дороже меховой шапки у основной части нашего, советского народа тогда не было. Поэтому ее носили с октября по май и снимали только на ночь. Шапки были разные. Кроличьи, собачьи, из нутрии, лисьи, песцовые, норковые, пыжиковые (шкура забитого в утробе детеныша оленя), бобровые (симоньяниха бы такую носила), енотовые, ондатровые и др. Особо приближенные имели соболиные головные уборы, но это мы не учитываем. По шапкам оценивали. Обладатель заурядной, кроличьей шапки был презираем.
На данном фото, в основном – ложные ушанки. Их носила большая часть плебса, которой посчастливилось ЭТО приобрести.
Уши там не отворачивались, мех надо было экономить. Поэтому шкура животного была только снаружи и сооружение представляло из себя меховой шлем, сшитый под ушанку. Конструкция была достаточно твердой и нередко защищала голову при падении зимой, во время обледенения. Внутри, под подкладкой находился картон, чтобы шапка "стояла" и была высокой. Это порой губило «красоту», если владелец попадал под проливной дождь и картон внутри шапки размокал. Но снимать шапку даже под дождем было нельзя, ибо она часто заменяла прическу.
Если шапку, все же, приходилось снимать в помещении, то ее не оставляли в гардеробе, а носили гордо в руках. Сами понимаете, бросать такое богатство на произвол судьбы было сумасшествием. Стоимость самой дешевой норковой шапки составляла не менее двух месячных зарплат. Ежели где-то счастливый обладатель присаживался, например, на лекции, то выкладывал пушистую драгоценность перед собой, чтобы другим, в основном конченным нищебродам, было завидно. Многие девушки танцевали в шапках и на дискотеках. Голова при этом потела, и пот заливал знаменитый «боевой раскрас 80-х».
К шапкам обязательно должны были комплектоваться мохеровые шарфы ярких расцветок. Настоящий мохер был в дефиците, посему модники-неудачники жесткими щетками периодически начесывали шерстяные шарфы. Смотрелось смешно, но «мода» требовала. Ко всему этому «великолепию», к уважающему себя мужчине должен был прилагаться кожаный плащ на подкладке, к женщине дубленка. Если весь комплект имел место быть, то окружающие видели, что жизнь этого индивидуума удалась.
За все свое существование, не считая детства, мне «повезло» владеть только одной меховой ШАПКОЙ. Ярко-рыжей, лохматой, собачьей шапкой, купленной на рынке. Сшита она была явно из беспризорного шарика и его было жалко, конечно. Носил ее года два, вначале 80-х, в институте. Мне она в то время казалась похожей на енотовую. Ну, в общем, находился я тогда на второй ступени нищебродства, сразу после обладателей кроликов. Кстати, если бы этой женской компании с фото рассказать, что в будущем большинство будет ходить без шапок даже зимой, у них случился бы культурный шок и когнитивный диссонанс в придачу…
Какую же мы, все-таки, страну просрали, товарищи! Ведь были же настоящие ценности!
А, если честно, то все это ужасно, пошловато, под одну гребенку, отсутствие альтернативы и убиенных зверушек очень жалко!
Дмитрий Свергун