Работа заключается в том, что я смотрю фильмы за деньги для одного из операторов платного телевидения. Смотрю фильм, заполняю краткое описание сюжета (тот пошёл туда, сделал то, без спойлеров). Надеюсь, что получается. Заполняю ещё маленькую карточку фильма: режиссёр, год, имена актеров, возрастной рейтинг. Конечно, это всё не так регламентировано, как хотелось бы. Иногда могут быть отхождения.
При рейтинге «0+» вообще ничего не должно происходить. В фильмах «6+» уже можно показывать эпизодические сцены насилия, заболеваний — конечно, на уровне «мишка ударил лисёнка». Также возможно эпизодическое упоминание смерти. В «12+» герои могут употреблять табачно-алкогольную продукцию, могут намёками говорить о сексе. В «16+» уже можно сказать пару неприличных слов, но без мата, конечно. Можно показывать не очень кровавое насилие, страстные поцелуи и вполне открыто, но недолго говорить о сексе. В «18+» уже фигурируют жестокое насилие, секс непорнографического содержания и мат.
Таким образом выставляются возрастные рейтинги. Но бывают непонятные лично мне вещи. Просто мне кажется, что возрастные рейтинги сейчас, не знаю насчёт телеиндустрии, но в кино выставляются министерством культуры для выхода фильма в прокат. Например, «Экипажу», где есть достаточно откровенная сцена, поставили «6+», просто потому что это «Экипаж», и все должны его посмотреть. Хотя я бы поставила «16+».
Я стараюсь давать достаточно адекватные рейтинги.
Недавно поставила фильму «Люди в чёрном» «16+», потому что всё-таки головы пришельцев взрываются. Хотя, казалось бы, все уже видели этот фильм, ему уже давно всё выставлено. Я посоветовалась с другим редактором, тот сказал мне: правильно.
Честно говоря, точно даже не знаю, пропустила ли я хоть раз в фильмах, например, на заднем плане мельком курящего человека, потому что это поднятие возрастных ограничений. Но, я спрашивала у руководства — мне сказали, что за всю историю существования этой профессии была всего пара ошибок, связанных с возрастных рейтингом, и понималось это благодаря звонкам зрителей, которые могли спросить, почему такой-то фильм идёт с таким-то рейтингом.
Одно из условий моей должности — грамотная речь. Но после меня корректоры достаточно жёстко проверяют описания на предмет грамматических, пунктуационных ошибок. Описания нужно писать понятные — но всего на 250 знаков. Описание сюжета отображается, когда ты просматриваешь информацию во время фильма, или программу телеканала на день. Ошибки у меня случались в языке. Иногда могла перепутать пару актёров. Однажды очень непонятно описала сюжет. Бывает, в общем, переклинивает, когда нужно сделать очень много таких вот коротких описаний к совершенно разным фильмам.
Я сижу в офисе. Из-за того, что у меня была достаточно активная предыдущая работа, я искала новую очень конкретно: сидеть с 9 до 18 в офисе, и чтобы платили нормальные деньги. Когда нашла эту вакансию, подумала, ну и прикольно — сидишь, смотришь кино. Тем более, что я всю жизнь с этим связана.
Я всего полгода работаю, мне ещё не успело надоесть. Один фильм в среднем длится два часа — сколько успеешь, столько и смотришь каждый день. Получается примерно 3-3,5 фильма в день. За полгода мною отсмотрено около 300 фильмов.
Каждый раз, когда я говорю, что занимаюсь отсмотром фильмов, мне говорят, что это работа мечты. Все же мечтают просто смотреть кино и получать за это деньги. Точно могу сказать, что вряд ли об этом кто-то мечтает на самом деле, здесь своя специфика.
Я ещё с окончания школы смотрю достаточно много фильмов, у меня были такие периоды, когда неделями только смотрела кино. Но здесь слишком много картин, все очень разные, а хорошие попадаются довольно редко. И я думаю: боже, как можно снимать настолько плохое кино? Но такого, чтобы я пресытилась кино и больше не могла его смотреть, нет. Я всё ещё очень хочу ходить в кино, всё ещё очень жду многие премьеры.
Сериалы тоже входят в спектр того, что мне приходится отсматривать. Очень много русских сериалов смотрю. Это достаточно тяжко. Нужно смотреть каждую серию, потому что если вдруг где-то всё-таки проскользнёт голая грудь — всё, сразу другой рейтинг. В этом и есть, наверное, основная сложность — приходится смотреть очень много плохого кино.
Я могу попробовать вспомнить весь список фильмов, которые я смотрела, но это вряд ли получится, конечно. Бывает, что мне в разговоре могут что-то упомянуть, и у меня начинает всплывать, что да, точно, был какой-то такой фильм. Так, чтобы всё запоминалось — такого нет. Иногда я не могу вспомнить, что я смотрела днём. Это скорее всего не зависит от качества, потому что иногда запоминаются очень плохие фильмы.
Наверное, я могла бы лет 10 назад представить, что работаю в такой должности. Я всё-таки имела представление, что кто-то точно должен просматривать фильмы до зрителя. Наверное, в тот момент я думала, что это работа мечты — смотреть кино и получать деньги. Тогда у меня было больше желания участвовать в съёмках, позже — думала про кинотеатральный бизнес.
«Не помню, почему не пошла в театральный: наверное, подумала, что в театре денег меньше»
Я училась на менеджменте в Институте кино и телевидения. У нас были специальности, связанные с кино. Но вообще, менеджмент в кино — это очень общая вещь. Настолько много разных вещей можно подразумевать под этим. У меня был выбор между менеджментом в театральном вузе и в киношном. Честно, не помню, почему не пошла в театральный: наверное, подумала, что в театре денег меньше. В какой-то степени это было моей ошибкой.
Я довольно много думала, куда в перспективе дальше могу двигаться. Вообще, моя большая мечта — отсматривать кино на фестивалях. Хотя, в принципе, мне и сейчас попадается фестивальное кино.
Сложность работы в том, что приходится смотреть большое количество совершенно разного контента, в голове всё перемешивается. Честно говоря, не представляю, как бы совсем не подготовленный человек смог смотреть по 3-4 фильма за день. Всё-таки мозги загружаются достаточно сильно. Дома ты можешь поставить на паузу, попить кофе: здесь, конечно, тоже так можно, но пропускать ничего нельзя.
Когда я устраивалась, думала, мне будет легче с точки зрения усталости глаз. Насколько я помню, даже есть прописанные критерии травмоопасности этой профессии, связанные со зрением. За последние полгода оно у меня очень сильно ухудшилось, к сожалению. Также сложно сидеть целыми днями на месте.
Иногда кажется, что я хочу встать и побежать делать что-нибудь более энергичное, а иногда ловлю себя на мысли, что если бы мне сейчас сказали куда-нибудь пойти, то отказалась бы. Пока не понимаю, какой ритм работы мне ближе. Такое резкое переключение с активного образа жизни на спокойную офисную работу интересно, но я стала намного более ленивой, точно.
Странно было бы пожить в фильме «Патерсон», просто потому что там ничего не происходит, он милый и прекрасный. Во всех фильмах Тима Бёртона я определенно хотела бы прогуляться, посмотреть. Во всех фильмах Дель Торо тоже. Из последних — даже не знаю. Если смотреть на атмосферу, чтобы хотеть пройтись по улочкам, оказаться в кадре — то это фильмы с серьёзной художественно-материальной составляющей.