Ни для кого не секрет, что в СССР существовала специфическая особенность – часто мужья предпочитали отдавать зарплату жене. Многие современные мужчины сморят на такое «наследие» с недоумением. Некоторые видят в этом даже признаки явного матриархата. Однако, с чем на самом деле связана эта традиция?
- обыкновенное пьянство
Увы, советская действительность не была избавлена от этого явления. Пили, к сожалению, много, хоть государство и пыталось изжить эту пагубную страсть. Пьянство стремительно распространялось в 20-е годы – годы потрясений. Им же было отмечено и послевоенное время, когда алкоголем, с одной стороны, отмечали победу, а с другой – заливали боль потерь. А один из самых больших всплесков пагубного пристрастия приходится на 70-80 годы. По некоторым данным, употребление алкоголя в это время доходило до 90 бутылок водки в год на человека. А если учесть, что наши люди иногда «гадость пьют из экономии», то вред от некачественно спиртного становится еще очевиднее.
Естественно, что вместе с алкоголиком страдали и его близкие. Алкоголизм менял личность, провоцировал агрессию, деньги семьи уходили на новую порцию горячительного. По-хорошему, от такого мужа стоило бы бежать без оглядки, но разводы в то время не слишком одобрялись, зато была другая мера воздействиях. Доведенная до отчаянья жена могла обратиться по месту работы мужа с жалобой на его безобразное поведение. Часто в таких случаях общественность и руководство предприятия шли ей навстречу, и зарплата оказывалась в женских руках. Но часто и безо всякой общественности сам муж трезвел, винился и клялся отдавать зарплату жене. А себе оставлял «заначки».
- небольшие зарплаты и планирование бюджета
Несмотря на то, что у многих о советском времени остаются самые теплые воспоминания, сам быт, конечно, был во много раз тяжелее нынешнего. Особенно в регионах. Если в Москве на прилавках разнообразие товаров все же имелось, то вдалеке от столицы пахло отчаянным дефицитом.
Даже самый элементарный, базовый процесс питания по сравнению с нынешними временами, когда еду можно просто пойти и купить, представлял собой целый квест с очередями, талонами и «больше двух на руки не давать». То есть, мало было иметь деньги. Нужно было еще исхитриться приобрести товар, отстоять очередь, взять с собой детей, чтобы было больше «рук», в которые дается, а потом еще сварганить еду из того, что удалось добыть. Понятно, что в таких условиях легче отдать зарплату жене, предоставив ей решать проблемы самостоятельно. А себе оставить немного денег на маленькие мужские удовольствия, тем более, что их выбор в то время был весьма и весьма ограничен.
Кстати, и сейчас семьи, где бюджетом распоряжается жена – это семьи с материальным положением «ниже среднего».
- социальные роли
Есть еще один момент, который косвенно перешел и в нашу действительность. Это социальные ожидания и роли. Все дело в том, что если говорить о позднем СССР, то число домохозяек в нем было весьма и весьма небольшим. Речь шла в основном о работающих женщинах, которые с трудом балансировали между бытом и службой. Традиционная нагрузка, связанная со стиркой, уборкой, готовкой, воспитанием детей по-прежнему лежала на женщине. Но и от рабочих обязанностей никто женщину не освобождал. Разрыв же в зарплатах был не так велик, как сейчас, поэтому, хотя в целом у женщин зарплаты несколько ниже, жена вполне могла зарабатывать и половину бюджета. Понятное дело, что при таких раскладах, чтобы сохранить равенство есть только два пути. Или больше вкладывать материально, отсюда идет знаменитое «а это мне на булавки». Или удерживать женщин в семье социальным давлением, что тоже встречалось.
Кстати, скажу честно, что из всех персонажей советского кино мне больше всего нравится Новосельцев. Человек, по крайней мере, может сам себя обслуживать и не потрясает половыми признаками, что само по себе прекрасно. Не думаю, что в этом союзе был бы какой-то резон «отбирать» у него зарплату.
Так вот и оказывается, что знаменитое «отдал зарплату жене» это не тяжелая повинность, не оброк, а распространенный способ сохранить деньги в целости и сохранности, увильнуть от планирования бюджета и сохранить за собой статус «я добытчик, али кто».
А вовсе не то, что некоторые думают.