В старославянском языке существовала довольно сложная система склонения существительных – использовалось пятнадцать падежей. И только шесть из них сохранились в современном языке и их изучают в школе.
1) Именительный падеж – кто? что?
2) Родительный падеж – нет кого? чего?
3) Дательный падеж – дать кому? чему? (определяет объект–адресат или конечную точку действия)
4) Винительный падеж – вижу кого? что? (обозначает непосредственный объект действия)
5) Творительный падеж – творю кем? чем? (определяет инструмент, вид занятия (работаю учителем), некоторые виды временной принадлежности (ночью) и пр.
6) Предложный падеж – думать о ком? о чём?
А теперь падежи, которые не изучали в школе.
Звательный падеж.
От церковно–славянского звательного падежа нам остались слова боже, отче, наставниче, друже, жено, братие, господине, владыко, княже, старче, а также архаичное склонение имен – Амвросие, Пантелеймоне.
Однако полностью звательный падеж не исчез, а трансформировавшись в ново–звательную форму. Сегодня к нему относятся сокращённые собственные имена, произносимые со звательной интонацией: мам, пап, дядь, тёть Ань, Ванюш, Коль, Кать, Федь, Лен. Помимо того, в данном падеже могут употребляться два слова–исключения во множественном числе «девчат» и «ребят».
Местный падеж (локатив)
Отвечает на характеризующие вопросы где? на чем? при чем? и обязательно употребляется с предлогами «при», «в» и «на».
Во многом местный падеж схож с предложным, но есть особая группа существительных – например, лес, год, рай, снег, нос, – для которых это не так.
В лесу (не в лесе), на шкафу (не на шкафе), при полку (не при полке), а также на Святой Руси, на белом свете, при долине, на свету (выгорает).
Мы говорим о носе, но выходные у нас на носу, думаем о годе, но день рождения только раз в году. Гулять в лесе нельзя, но можно сколько угодно гулять в лесу.
Можно сказать «я знаю толк в лесе». Но если сказать «я знаю толк в лесу», то кажется, что ты знаешь толк только когда находишься в лесу, и забыл сказать, в чём именно знаешь толк.
Количественно–отделительный падеж
Иначе он именуется как партитив, и указывает на количество предмета, а не на его принадлежность. Обозначает часть от целого или неопределенное количество чего–либо. Он похож на родительный падеж, но имеет отличия в окончании. Иногда его можно заменить родительным, но часто это звучит коряво.
выпить кефиру
съесть чесноку
напиться чаю
задать жару
прибавить ходу
отлить бензину
огоньку не найдется?
Сравните: вариант «задать жара» режет слух.
Счетный падеж
Встречается в словосочетаниях с числительным:
десять грамм
сто килобайт
пятнадцать минут
Примечательно, что с цифрами от двух до четырех используется не счётный падеж, а остатки двойственного числа. Но ударение переходит с корня на окончание. Такую разновидность счётного падежа языковеды называют паукальной.
два часа́ (сравним: не прошло и ча́са)
сделать три шага́ (не ша́га).
Самостоятельную группу составляют существительные, образованные от прилагательных. Нет (кого? чего?) мастерской, но две (каких?) мастерских.
Использование множественного числа тут не оправдывается тем, что мастерских две, ведь когда у нас два стула, мы говорим «два стула», а не «два стульев», множественное число используем лишь начиная с пяти.
Отложительный падеж
Определяет исходную точку передвижения: и́з лесу, и́з дому. Существительное становится безударным:
Я и́з лесу вышел, был сильный мороз.
Ты тут без году неделя.
Лишительный падеж
Используется с глаголами отрицания:
не знаем правды (гораздо реже говорят «не знаем правду»)
не имеете права («не имеете право» – скажет только иностранец, и выдаст себя)
не пью вина и водки (тут уже равноправная форма: не пью водку)
не вожу машины (звучит архаично, но применяется)
ни шагу назад
не пью ни капли
не отдадим ни пяди земли
они не познают истины
не делать полезного дела
не видеть толку
Ждательный падеж – он же родительно–винительный падеж:
ждать письма (не письмо)
ждать у моря погоды (не погоду).
Попытаемся понять разницу между выражениями «ждать письма» и «ждать маму». Мы ждём доставки письма – письмо играет пассивную роль. Но когда мы ждём маму, мы знаем, что она идет к нам сама, ее роль активна.
Если объект может влиять на собственное появление, то мы его ждём в форме винительного падежа (он будет «виноват», если опоздает), а если объект сам по себе ничего сделать не может, то мы его ждём уже в форме родительного.
Превратительный (он же включительный) падеж
Является производным от винительного падежа (в кого? во что?).
пошел в летчики
баллотируется в депутаты
не берут в жены
годятся в сыновья
Если, анализируя фразу «таких не берут в космонавты», мы посчитаем, что «космонавты» – это множественное число, тогда нам надо поставить это слово в винительный падеж, получится, таких не берут в (кого? что?) космонавтов». Но так не говорят. Однако это и не именительный падеж по трём причинам:
1) перед «космонавтами» стоит предлог, которого не бывает у именительного падежа
2) слово «космонавты» не является подлежащим
3) слово «космонавты» в данном контексте не отвечает на вопросы именительного падежа (кто? что?) – не скажешь же «в кто он пошёл?», только «в кого он пошёл?».
Следовательно, имеем отдельный падеж, который отвечает на вопросы винительного, но форма которого совпадает с формой именительного во множественном числе.