Эта история произошла когда я работал мастером ХОС - химической обработки скважин. Это очень объёмное понятие, связано с всевозможным использованием нефтехимии. Я делал кислотные обработки скважин, что это - я писал неоднократно, объясню в двух словах. Во время работы происходит загрязнение пласта вокруг скважины (призабойная зона). Пласт имеет пористую структуру и при загрязнении происходит резкое снижение проницаемости, в результате меньше добывается нефти или заканчивается воды. Чтобы убрать загрязнители (правильно называются кольматанты), в скважину закачивают кислотный раствор, разъедающий и кольматанты, и скелет пласта, проницаемость значительно увеличивается, иногда в разы.
У нас на базе не хватало кислоты. То ли виноваты были поставщики, то ли наша база производственного обеспечения. А потом она вообще закончилась. И тут случается проблема, на одной скважине насос стал давать так мало жидкости, что было принято решение сделать бесподходную кислотную обработку.
Обычно кислотная обработка связана с ремонтом скважины, когда поднимают эксплуатационное оборудование и спускают технологическое. При бесподходной обработке насос не поднимают и делают закачку при остановленом насосе. Довольно рискованная процедура, если использовать неправильный состав и нарушать технологию, грозит полным выходом из строя насоса. Тогда точно будет ремонт, стоимость которого повесят за звено ОПЗ (кислотной обработки).
Звонит руководитель проекта, был день субботний, сразу понятно, что он накатил. И задаёт дурацкий вопрос, почему нет кислоты. А то он не знал, сводки не читал, на селекторе не слушал, что говорят. Виталя, говорю, хватит, ты знаешь, что это не к нам вопросы. Обычный рабочий момент, на производстве бывает сплошь и рядом. При том в нефтянке, где распиздяйство цветёт и пахнет. (При том не только у нас, в российских представительствах многих западных именитых брендов разгильдяйства ещё больше бывает).
Виталий сидит, чувствуется, что ищет выход из ситуации. И выдаёт коронную фразу: "Ну закачайте им что-нибудь, да хоть воду". Да не вопрос, собрали с ёмкостей все остатки кислоты, всякой, которая была - соляная, плавиковая, муравьиная, уксусная, так, пару кубометров наскребли, хотя нужно было семь, разбавили водой. Но нужных добавок положили сколько положено, они были. Если не будет положительного эффекта, то не будет хотя бы отрицательного: не выпадет в осадок гидрооксид железа, фторид кальция, не будет стойкой нефтяной эмульсии. А потом привезут кислоту и сделаем обработку по фен-шую. Сделали и закачали.
Наступил понедельник, звонит руководитель проекта. Я беру трубку и жду плохих новостей, мол насос встал и нам пиздец. Но Виталий доволен, как слон. Как оказалось, обработка дала просто прекрасный эффект, заказчик сам не ожидал, что так получится и обещал написать благодарственное письмо. Чудеса иногда случаются, хотя мне кажется, что просто грязь от насоса мы просто протолкнули дальше от забоя. Но победителей не судят.