А вы знаете, что до 2021 года страны Евросоюза вывозили мусор в страны третьего мира? То есть, богатые государства на законном основании подкидывали свои низкокачественные отходы бедным. И только в январе 2021 начал действовать закон, запрещающий перевозить трудно перерабатываемый пластик в страны, которые не входят в ОЭСР - Организацию экономического сотрудничества и развития.
В России менеджмент в обращении с отходами только начинает развиваться. Когда в Москве были закрыты несколько полигонов, мусор повезли в более бедные районы Волоколамск, Клин, что вызвало протесты у населения. Мусорная реформа охватывает как работу с населением, так и организацию утилизации мусора на государственном уровне. Проблемы вывоза мусора после ремонта в СПб решена простыми правилами получения лицензии для компаний. Дорабатывается законодательная база, ведется работа с населением. Перспективы очерчены.
Что касается Европы, из средств массовой информации нас убеждали, что там давно решен вопрос с переработкой мусора. Налажен его раздельный сбор, безопасная утилизация. Но это не так. Начиная с 1950 года там перерабатывалось всего 10% пластика, еще 12% сжигали. А где же остальные почти 80%? Они благополучно, или скорей, неблагополучно, гниют на свалках в Африке и Азии, в менее разборчивых странах – Гане, Малайзии.
С нулевых годов 21 века количество вывозимых отходов увеличилось до 415%! Теперь это не только пластик, а еще и электронный мусор: выброшенная компьютерная техника, вышедшие из обращения и устаревшие телефоны, электронная бытовая техника. Все вместе – ни много, ни мало, 25 миллионов тонн отходов в год.
Стандарты Евросоюза по переработке пластика ужесточились
Теперь Европа принимает меры, направленные на полную переработку замкнутого цикла. Но скорее всего, страны третьего мира отказались принимать несортированные химические
Отходы, низкокачественный пластик. Принимающие страны получили более прозрачные условия для торговли отходами. Условия вывоза максимально ужесточились, а несортированные отходы перевозить в другие страны и вовсе запрещено.
Стандарты Евросоюза изменились. Регулирование вывоза мусора и идет таможенными органами и не требует вмешательства стран для контроля. А вот что происходит с отходами в месте базирования мировых свалок, никого не интересовало. Этих данных просто нет.
Зато есть другие, ужасающие.
Переработка отходов происходит полулегально или вовсе нелегально, оборудование низкотехнологичное, а методы защиты природы и людей просто не продуманы.
Такое положение дел принесло большие проблемы в принимающие европейский мусор страны.
Жизнь на мусорке
· Например, в Нигерии, вблизи города Лагос около 30 лет назад образовался полигон Олусосан, куда свозили почти из всей Европы опаснейшие отходы. Свалка занимала квадратные километры. Мусор попал в почву и в воду. Нигерийцы стали жить практически на мусорке. Предприимчивые нигерийцы стали разбирать отходы для нелегальной продажи, вот только во что это вылилось, узнали несколько позже.
· Таким же способом стали промышлять граждане Ганы на полигоне Агбогблоши, куда ежегодно вывозилось 50 млн тонн отходов. И приезжие, и местные занялись разборкой техники со свалки, чтобы вытаскивать оттуда ценные элементы для продажи. В итоге здоровье разборщиков сильно ухудшалось, а молодежь, которая занята в разборе свалок с 18 лет, не доживает до 30 лет. Люди болеют респираторными заболеваниями, поражаются легкие, глаза и другие органы.
· Третья точка находилась в Китае. Мусор вывозился в Китай, до 2018 года на его свалках скапливались отходы из самой страны, а также Европы и США. Печально известная история с крупнейшим мировым кладбищем техники в провинции Гуандун показала, как отходы могут отравить воду и воздух так, что в регионе начались тяжелые болезни, выкидыши, смерти.
Что изменилось до 2022 года
Китай отказался от приема чужого мусора. И вместо поиска путей для собственной переработки мусора, Европа перенаправила мусорные потоки в Азию, включая Малайзию. Всего менее чем за год в 2018 году в Малайзию доставили крупнейшую в истории партию пластика - 686 тысяч тонн. Что-то складируется на полигонах, что-то сжигается, отравляя экологию региона.
Малайзия начала разговоры о запрете ввоза мусора. «Поднимать голову» стали и другие страны, которым совсем не нравится сложившееся положение вещей с распределением отходов. В 2020 году Шри-Ланка направила назад 21 контейнер с мусором, в котором в нарушение договора оказались не тканевые отходы, а медицинские.
Европа встала на перепутье. С одной стороны, отходы так и идут в другие страны, перерабатываются там нелегально в минимальных масштабах. С другой, внутри Европы создаются мусоросжигательные заводы и местные свалки.
Для того, чтобы сценарий стал позитивным, необходимо пересмотреть производство пластика, создать внутреннюю структуру утилизации, которой не было до сих пор. Ситуация хорошо знакома и в России. Необходимо провести огромную работу: нарастить стимулы инвестирования в мусороперерабатывающие предприятия, защитить от нелегальных свалок, подготовка вторсырья к переработке. В целом, направление на «безотходное будущее» стартовало и в России, и в Европе, но сколько на это уйдет времени, покажет история.