В институте курсе на пятом у нас появился новый предмет — «Логика». Вёл курс интересный преподаватель по фамилии Зейд. Интересный мужик, который позже уедет в штаты и будет вести этот же курс, но уже для американских студентов.
Уроки он вел интересно и захватывающе, но, как он ни старался, заинтересовать всю аудиторию и пробить нашу толстую лобную кость лени своим гарпуном знаний у него не получалось. Пару уроков я интереса ради вступил с ним в полемику, чем вызвал у него дичайший азарт. Обсуждали мы, как я помню, книгу «Алиса в стране чудес», где в тексте спрятано много логических загадок, и парадоксов, и закон «отрицания отрицания» или «двойного отрицания». А дальше я, как положено правильному студенту, начал прогуливать пары, пить алкогольные напитки, ругаться плохими словами и заниматься моральным деградированием и саморазрушением.
Сессия.
За большое непосещение у меня был недопуск к зачету по логике. Что надо сказать было логично (хочется сказать, какой интересный каламбур я придумал). А дальше заявление на имя декана с просьбой допустить к пересдаче. Так как студент я был активный — участие в конкурсах песнопения, КВНе и прочих культмассовых мероприятиях, в чем я как бы вскользь упомянул в заявлении, то получил этот допуск сразу.
На пересдачу я попал вместе с Турсунбеком. В отличии от меня он попал туда по другим причинам. По физиологическим. У него было атрофированны части мозга, отвечающие за чувство логического анализа и не развито абстрактное мышление.
Итак. Пересдача.
Зейд пришёл немного навеселе и в хорошем настроении духа, что дало мне надежду. Он открыл дверь аудитории и пропустил нас вперед. Мы сели за первые парты.
— Ну-с... — начал преподаватель, — вот пришла очередь принимать зачёт у особо одарённых... Вы готовы, уважаемые?
Говорил он нарочито вежливо и с театральными расстановками, как бы давая нам понять, что нам предстоит серьёзная джентльменская дуэль.
Турсунбек с нервной улыбкой неуверенно кивнул головой.
— Относительно... — ответил я.
— Знаете, Цхай... я так подумал что скучно вести просто зачёт. Я предлагаю вам сделку. Я задаю два вопроса. Отвечаете — зачёт. Нет — идёте писать новое заявление...
Секунду поразмыслив, я ответил утвердительно.
Зейд перевернул лист бумаги на столе, встал, прошелся перед доской, держа руки в карманах брюк, и немного посмотрев в пол, повернулся ко мне и сказал:
— Сколько будет два плюс два!?
Я занервничал. Турсунбек смотрел на меня, как на дурака. Я думал над ответом. Турсунбек, прикрыв ладонью руку, чтобы не заметил экзаменатор показал мне четыре пальца.
Я выдохнул и ответил:
— Несколько!
Турсунбек закрыл лицо руками. Но тут тишину прервал голос Зейда, который нараспев произнес:
— Прааавильно.
Лицо Турсунбек изображало удивление и боль.
Дальше Зейд сказал:
— Второй вопрос легкий для вас. Можно сказать, детский. Итак вопрос: Летели два крокодила. Один зелёный, а второй в Африку. Сколько лет пьяному ёжику?!
Я обрадовался.
— Ну это же элементарно, учитель. Зачем мне холодильник, если я не курю!
Зейд рассмеялся.
— Ай да молодец! Давай зачетку!
Он, смеясь, нарисовал свою роспись.
— Слово «зачет» впишешь сам. А теперь следующий..
— Я не готов! — сразу ответил Турсунбек.
Когда мы шли по коридору Турсунбек после долгого молчания произнес
— Тебе просто повезло. Ты идиот и препод тоже идиот с идиотскими вопросами.