На семинаре по психологии обсуждали теорию Фрейда и его психоанализ.
Было скучно. Внутренний голос, очень похожий на голос Василия Ливанова, сказал мне: «Малыш, давай пошалим!» Я поднял руку.
— У вас вопрос?
— Нет, сообщение. Я думаю, что психоанализ — это обман.
— Интересное мнение, можете обосновать?
— Конечно! Я не готовился к этому специально, но попробую объяснить на примерах.
Вышел к доске и продолжил:
— Есть такой детский фокус с угадыванием карты. Запоминаешь верхнюю карту из колоды, пусть — даму пик и говоришь другу, что не глядя достанешь карту, которую он выберет. Прячешь колоду за спину, потом говоришь ему, что карты делятся на красные и черные и предлагаешь выбрать цвет масти.
Если он выбирает черный, то задаешь следующий вопрос, который, в конечном итоге, должен привести к даме пик, а если, он выбирает красный, то спокойно сообщаешь ему, что остаются черные и предлагаешь выбрать из них крести или пики. Логика понятна? Что бы он не выбрал, в конечном итоге он выберет даму пик, которую вы для него приготовили.
— Это интересно, но непонятно — причем тут психоанализ?
— Все просто, в психоанализе эта дама пик — секс и что бы клиент не говорил, психоаналитик все равно приведет человека к осознанию этого. Для доказательства, как в математике, заменим переменную секс на мультики, а все остальное оставим неизменным. В остальном нам поможет, например, Василий, — я обратился к сокурснику, сидящему на первой парте, — скажи, Вася, что тебя тревожит?
— Сессия!
— Вот первый пример работы одного из механизмов, описанных в психоанализе — отрицание! Клиент не осознает, что его проблема вовсе не в сессии, а в мультиках!
— Каких еще мультиках? Что ты городишь!
— Ты сердишься? Ведешь себя как ребенок? Вот пример регрессии!
Скажи, Вася тебе в детстве запрещали смотреть мультики?
— Нет!
— А если подумать. Ведь запрет на мультики — это негативное переживание, возможно, оно просто вытеснено у тебя в зону бессознательного. Так, запрещали или нет?
— Ну, иногда запрещали.
— Вот, прогресс на лицо, мы вывели проблему в область сознательного, и теперь сможем её преодолеть!
— Бред! Сам наверно, о мультиках только и думаешь, — буркнул Вася.
— Приписывание своих мыслей другому человеку — это проекция.
— Ну, что доказал я вам свою точку зрения, — обратился я к преподавателю, молодой симпатичной аспирантке, которая вела у нас семинары.
— Нет.
— Но почему?
— Потому, что это все антинаучно! Садитесь!
Я сел на место и подумал, чего это меня понесло? Может, это сублимация, ответ на невозможность выразить свои чувства красивой умной девушке?
Ну, Фрейд, погоди-и-и-и!