Решил написать пост о произошедшем. О том, что происходило в ту ночь, и немного о том, как реагирует общество. Скажу сразу, что живу я не в самом эпицентре, а примерно в 250 километрах от него, и толчки, что ощутили мы, по разным оценкам, равны магнитуде 5-6, что значительно ниже, чем в наиболее пострадавших провинциях, где магнитуда была равна 7,8.
6 февраля, 04:17. Просыпаюсь от громкого звука и от того, что меня кто-то очень сильно пихает. Не понимаю, что происходит, звук очень громкий и ни на что не похож. Это одновременно и стук, и скрип, и скрежет. Поворачиваюсь к девушке, вижу, что она тоже просыпается, смотрит на меня взглядом, полным удивления. Через секунду понимаю, что меня никто не пихает, это кровать шатает из стороны в сторону. К нам запрыгивает кошка и начинает метаться по нам. Тут надо сказать, что ни я, ни девушка никогда в жизни не попадали в землетрясение и не знали, что это такое. Еще через секунду мы одновременно понимаем, что происходит и резко вскакиваем.
Кричу ей, чтобы она хватала одежду и вставала в проем. Сам выбегаю в коридор, включаю свет, занимаю следующий проем (что, как я прочитал потом, не лучшая тактика) и мы пытаемся надеть хотя бы штаны, но из-за сильной тряски получается это сделать далеко не сразу и с большим трудом. Девушка хватает кошку, которая чудом не спряталась под кровать, мы втроем становимся в проем, держимся друг за друга и за стены, ногой прикрываю нас от двери, которая гуляет и пытается нас ударить. Что удивительно, страха практически не было (ну, или мне сейчас так кажется), в голове лишь мысли о том, как рациональнее использовать каждую следующую секунду, пытаюсь вспомнить в какой комнате лежат документы, где переноска для кошки, и т.д.
Пытаюсь разглядеть в окно как сильно двигаются соседние дома, но в темноте вижу лишь качающийся фонарь и дождь. Слышу, как шкаф бьется о стену, голоса соседей, как хлопнула их дверь и в этот момент тряска снижается, звук становится тише и постепенно все прекращается. Сразу же идем в коридор, обуваемся, достаем зимние куртки, девушка остается стоять в коридоре, я с рюкзаком бегаю по квартире, собираю документы, деньги, телефоны, павербанк. Одеваем кошку в шлейку, сажаем в переноску и остаемся стоять в коридоре.
На тот момент мы не понимали всей опасности, а на улице-то холодно, дождь идет, и, хотя многие соседи вышли на улицу, мы решили остаться дома, но наготове. Открываем русскоязычные местные чаты, в надежде найти информацию о том, как правильно действовать в таких ситуациях, но все люди в шоке, так же как и мы, ничего не понимают.
Примерно через 10 минут после первого толчка мы начинаем слышать уже знакомый нам скрип, к которому почти сразу же добавляется и скрежет с хрустом и только после этого мы начинаем ощущать качку, уже не такую, как в первый раз, но все еще сильную. Ну тут мы уже готовые, сразу же выбежали на улицу, хорошо хоть низкий этаж, быстро спустились и отбежали подальше от дома. Местные, кто так же вышел только сейчас, а не при первом толчке, начинают отгонять свои авто, кто-то зовет нас к себе в машину, и мы отъезжаем на некоторое расстояние от дома. Ночь, дождь, холод, что делать — не понятно, как и повторится ли это снова.
Местные, кто на машинах начинают куда-то уезжать. Люди в чатах не понимают, куда они все едут и, главное, почему. Как оказалось, они уезжали подальше от побережья, на случай цунами (а мы живем в 150 метрах от моря). Но по карте я вижу, что толчки происходят не в воде, а на суше, к тому же, Средиземное море — не открытый океан, вероятность разрушительного цунами крайне мала, максимум подтопит, это немного успокаивает.
Минут через 30 люди потихоньку начинают возвращаться в свои квартиры, мы тоже. Примерно через час после первого толчка в чатах начинает появляться информация о том, что происходит в эпицентре. Фото и видео разрушенных домов, первые данные о погибших, и вот тут становится действительно страшно.
Спать мы, конечно же, больше не ложимся. Сидим одетые, с уже собранным тревожным рюкзаком и кошкой, наготове, одним глазом читаем новости, свидетельства произошедшего и фотографии пробок из уезжающих из нашего города, другим не отводим взгляд от люстры. Все утро периодически покачивало, но уже совсем не так сильно. Примерно с рассветом местные начали возвращаться домой, стало как-то спокойнее. Когда мы обедали, в 13:24 снова появился этот ужасный звук, почувствовали сильные толчки и сразу же побежали на улицу. На выходе из подъезда, на соседку, которая бежала позади нас, упал небольшой кусок штукатурки, с фасада дома. Мы с соседями собрались на придомовой территории,
Турки сразу же вытащили свой самовар, поставили чай, развели костер чтобы греться. И тут я заметил забавный момент. Турки все прилично одетые, улыбаются, непринужденно беседуют друг с другом потягивая чай, а наши все взъерошенные, в шерстяных носках натянутыми на спортивки и очумелыми глазами) спустя пару часов, кто-то начал возвращаться домой, кто то, как и мы не решались на это. В итоге мы пошли в ближайшее кафе. Многие отдельно стоящие и малоэтажные заведения объявили о том, что их двери открыты для всех, кто боится ночевать дома, и готовы всех принять, накормить, напоить и согреть безвозмездно столько ночей, сколько это будет необходимо. Но когда наступила ночь, мы все же решили вернуться домой. Афтершоки постепенно отдалялись от нас, их магнитуда становилась все меньше, это немного давало уверенности.
Спать мы легли полностью одетыми, в носках, с включенным освещением в квартире, как в принципе спим и до сих пор. Так же на ночь ставлю ложку на край стакана, прямо на грани падения, чтобы в случае тряски мы сразу же проснулись. Своего рода будильник-сигнализация) В душ ходим максимально быстро, прислушиваемся к каждому шороху и сразу же смотрим на люстру. В общем, несмотря на то, что больше сильных толчков не было (иногда, конечно, покачивает люстру, и люди на верхних этажах чувствуют качку), не расслабляемся и стараемся всегда быть готовыми бежать на улицу. К счастью, в нашем городе нет жертв и серьезных разрушений.
А теперь о том, что происходит сейчас. Удивительная сплоченность населения перед общей бедой. Огромное количество грузовых машин, наполненных гуманитарной помощью, направляются в зону бедствия. Возле магазинов постоянно люди забивают свои автомобили под завязку предметами первой необходимости, за свои деньги, и едут в пострадавшие районы и помогают разгребать завалы. Очереди в пункты сдачи кровы.
По-моему, каждая мелкая или крупная компания пытается оказать помощь. На главных страницах местных маркетплейсов висят товары, которые можно купить и они будут отправлены нуждающимся. Авиакомпании сделали все свои рейсы из пострадавших районов или бесплатными, или за совсем символическую плату. Довольно много наших соотечественников так же едут в эти районы, оказывать любую возможную помощь. И это не смотря на сохраняющуюся опасность и продолжающиеся афтершоки. Многие собственники, и агентства недвижимости готовы предоставить свое имущество для тех, кто остался без жилья, на безвозмездной основе.
Сейчас, не смотря на весь происходящий ужас, есть ощущение уверенности, что тебя одного в беде не оставят, чтобы не произошло.
Большое спасибо каждому, кто к этому причастен. Хочется верить, что количество жертв перестанет увеличиваться с такой скоростью, большинство удастся спасти и больше такого не повторится.