Помню, как-то во времена, когда жизнь моя была скучна и бессмысленна (то есть всё время до июня прошлого года, когда сыну стукнуло ноль дней), я сидел в коворкинге и пытался сосредоточиться на работе.
А чуть спереди и сбоку от меня сидел парень и говорил с родителями по скайпу. И вдруг он сказал: «Я беру академ-отпуск в универе на год».
На том конце скайпа на миг затихло, а потом взорвалось.
Парень же держался просто потрясающе. Я перестал работать и бессовестно развесил уши — слышно было только его часть беседы, но от этого становилось ещё интереснее.
Короткая стадия отрицания сменилась длинной полосой гнева. Мать причитала, отец ярился и периодически отходил в другую комнату, не в силах вынести сыновнего неповиновения.
У меня буквально ладошки потели от его ответов. Он рассказывал, доказывал, отбивал аргументы. Держал удар родительской любви, которого нет сильней, и втирал им про Стива Джобса.
«Нет, ваше мнение для меня ценно, но, пап, извини, я буду делать то, что считаю нужным». «Нет, мама, я не сектант. Стартап — это другое, смотри: …»
Вообще ни единого восклицательного знака в разговоре длиной сорок минут.
Стадия гнева закончилась, на том конце проскочили торг и сразу перешли к депрессии. Обессиленный папа, судя по всему, ушёл куда-то искать успокоительные напитки, и осталась долготерпеливая мать.
Через полчаса её аргументы про учебу, похоже, тоже иссякли.
«Нет, мама, Женя хорошая и нормально к вам относится. Но при чем здесь она?». «Да, поэтому я вам и рассказываю».
И он их убедил. У-бе-дил. Не повысив голос ни разу. Не принимал на себя обвинений, превращал нападки в шутки, проявлял внимание и такт. И это с родителями! Больше часа! Это был лучший мастер-класс по переговорам в моей жизни. Не то чтобы я вынес что-то ценное и стал применять, но тем не менее.
«Интересно, — подумал я тогда, — что будет, если его стартап накроется плафоном?». И сейчас всё ещё интересно.