1. Людей привлекает не то, что правильно, а то, что им знакомо. И если вам кажется, что вы притягиваете к себе всякую жесть, вспомните о своем детстве. Если вы привыкли, что с вами обращаются плохо, а вдруг кто-то станет обращаться с вами по-доброму, вам будет неуютно с таким человеком. И чтобы с этим бороться, надо сначала понять, какое поведение и какие мысли вызывают эти проблемы. Найти корень проблемы, изучить его, принять и начать перестройку мышления. Представьте женщину, которая воспитывалась эмоционально отстраненным отцом, который был скуп на похвалу и вечно был всем недоволен. Он ругал жену, что она приготовила на ужин не то, что он хотел, и так далее. Скорее всего, такая женщина будет ненавидеть подобный тип поведения, но одновременно ее будут привлекать подобные жестокие люди. Ей нужно осознать свои детские обиды, соотнести их с тем, какую модель отношений она выбирает, научиться вычислять подобных людей, чтобы избегать их в будущем. Это нелегко, на это нужно много времени и много попыток. Выработка новых моделей поведения сродни изучения нового языка. Поначалу вам кажется, что все безнадежно, но постепенно будет получаться все лучше и лучше.
2. Психопатия. У меня большой опыт общения с данной категорией людей, которые составляют около 1% населения. Они не являются серийными убийцами, как их часто показывают в кино, просто у них не хватает сочувствия к другим людям. Для психопата другие люди сродни бездушных предметов. Но это не значит, что вы не можете им понравиться, или они обязательно обидят вас. Просто, если они обидят вас, то не будут жалеть об этом. Они могут причинить вам боль, если им это выгодно, либо принесет удовольствие. Это не значит, что им плевать на людей, но для них не существует людей, кроме их самих.
3. Многие думают, что то, что они слышат, никак не влияет на них, если они маленькие. Но дети впитывают очень многое уже с младенчества. Они все повторяют за взрослыми. Они замечают все, что происходит вокруг, даже если не могут рассказать об этом. Иногда взрослым непонятны их чувства, пока они не окунаются в прошлое и не вспоминают о том, в какой среде сами выросли.
4. Травма связывает агрессора и жертву. Если ваш партнер причиняет вам моральную или физическую боль, и вы никому об этом не рассказываете, просто сидите дома, пока не успокоитесь, и вдруг этот человек начинает вас утешать, то вы больше запомните доброту и заботу, чем то, что он причинил вам боль. Дело в том, что в этот момент срабатывают защитные механизмы, которые заставляют вас забыть о травме. Это главная причина, почему абьюзивные отношения могут длиться долго. Жертве кажется, что агрессор это единственный человек, который поддержал в трудный момент. И это чувство вытесняет понимание того, что именно он и является агрессором. В конце концов, вы начинаете думать, что расставание с ним вызовет еще большую травму. И чем чаще повторяется цикл агрессия-утешения, тем сильнее будет связь, и тем болезненнее расставание. Но если кто-то станет утешать вас после того, как обидел, это не значит, что вы обязательно привяжетесь к этому человеку.
5. Эффект прожектора. Мы думаем, что окружающие уделяют нам больше внимания, чем есть на самом деле. Когда мы попадаем в различные неловкие ситуации, нам кажется, будто мы на сцене и освещены прожектором. Если вы совершили оплошность и думаете, что все это видели, скорее всего, никто просто не обратил внимания. Такое бывает у всех, и данный эффект проявляется в большом спектре разных ситуаций.
6. Посттравматический синдром бывает не только у тех, кто был на войне. Он может возникнуть от любой перенесенной травмы – эмоционального или физического насилия, травли, стихийного бедствия. Он возникает лишь у четверти людей, попавших в стрессовую ситуацию (не все, кто служил в горячих точках, страдают от посттравматического синдрома). Наиболее распространенные ситуации, которые могут вызвать его – роды, длительная тяжелая болезнь, уход за больными, ДТП, присутствие при совершении насилия, отбывание наказания в тюрьме. Этот синдром не обязательно возникает из-за одного случая. Бывает и так, что раз за разом стресс накапливается, и после очередного случая наступает срыв. Иногда синдром возникает из-за чего-то, что случилось не с вами, а вам рассказали, или вы видели, и даже от ложных воспоминаний.