В 2007 году работал я официантом (стало быть, было мне тогда 17 лет). И это были мои первые дни в моем первом кафе. Уже не стажировка, только что сдал импровизированный экзамен на знание блюд, сервировку, подачу и т.п., но ещё совсем без опыта.
Понедельник, день, когда вечером работал один официант и бармен. Ну и повар. Меня же обязали прийти на смену, дабы зубрил меню и набирался опыта, если кто-то из клиентов все же придёт. Часам к девяти в кафе зашли три молоденькие девушки. Старший официант (она же и единственная, жгучая блондинка, стервозная и, как она, вероятно, думала, роковая) приветствовала гостей, оценила их намерения на вечер и передала мне, с напутствием: «Весь вечер будут дудонить одну бутылку шампанского, оставят рублей 15 на чай, а мозги вытр*хают так... Но тебе полезно опыта набираться, иди. Весь чай тебе, хехе».
Она, кстати, не ошиблась — девушки заказали бутылку шампанского и трехсотграммовую фруктовую тарелку. Но это было единственное, в чем моя наставница оказалась права.
Выпили шампусик девчата минут за 15. Заказали вторую. И по салату. Потом третью. Потом горячее. Потом им захотелось какой-нибудь веселой музыки. Сулили денег. Я поставил (музыкантов в тот день не было, они только чт-вс работали, так что доступ к аппаратуре у меня был вполне легальный). Таким образом в мой карман опустились мои первые заработанные деньги. Целая тысяча. При зарплате в те годы тысяч в 12-15. Потом ещё 500, потом ещё 1000.
Потом девушки решили рассчитаться. Счёт был тысячи на три с половиной. Положили 5 купюр по тысяче. Сдачу велели оставить себе.
Потом заказали ещё что-то и ещё бутылку. Снова попросили счёт. И снова сунули на тысячу больше, чем было в счёте.
А потом объявили, что к ним сейчас присоединятся кавалеры и на стол обязательно нужно принести и поставить самый дорогой коньяк, коим стал Хеннесси за 5000. И закуски. И поесть что-нибудь мясное. И счёт сразу принеси. «Хотя погоди, не уходи, сразу рассчитаюсь, сейчас только деньги достану» — с этими словами одна из девушек лезет в сумочку, достает пачку банкнот по 1000 рублей, причем, с банковской лентой, отщипывает уже, тупо не глядя тысяч 15 и сует мне. «Сдачу себе оставь»...
Короче, сидели они до закрытия. Оставили по счетам тысяч 20. Примерно столько же в качестве чаевых мне.
Забавно, но проработав несколько лет в этой сфере, сменив пару-тройку заведений, я даже близко не видел и не слышал, чтобы кому-то из моих коллег оставляли такие чаевые, как тогда мне, в мой первый полуофициальный рабочий день. И да, с моей старшей наставницей я не поделился из принципа. Сунул незаметно по тысяче бармену и повару, а ей как-то и не захотелось. Ну и уволиться пришлось через пару месяцев из-за её козней, но это уже совсем другая история...