Знаете, я родился в конце семидесятых, детство моё прошло в восьмидесятые, юность в девяностые, а зрелость (по крайней мере физическая) наступила в двухтысячных. Так что мне есть с чем сравнивать жизнь: социалистический застой, хаос нового времени и потребительский бум.
Если вы сейчас подумаете, что я буду убеждать, что в восьмидесятые было лучше – вы ошибаетесь. Я не из секты "свидетелей СССР", и не буду говорить, что хочу туда вернуться. В нынешнем времени есть свои плюсы. Но, всё же есть вещи, которые мне бы хотелось вернуть в нашу сегодняшнюю жизнь, о которых я сейчас вспоминаю с теплом и чувством щемящей сердце ностальгии. И речь не о каких-то материальных вещах, вроде превосходных советских лимонадов из натурального сырья или там армянского коньяка, а скорее о формате жизни и особенностях устройства общества.
Безопасность
Недавно проезжал мимо школы у себя на районе и поймал себя на мысли, что мы привыкли к тому, что школы нынче обнесены высокими заборами, а учебные заведения оборудованы турникетами и пропусками. А ведь в мои школьные годы, да и в студенческие тоже, ничего подобного не было. Мы чувствовали себя безопасно. Естественно, если я загуливался и приходил домой поздно, родители волновались, ведь не было мобильных телефонов и узнать, где было невозможно. Но тем не менее, мы не ждали подвоха от каждого встречного и я мог спокойно оставить вещи на правом берегу Дона, сплавать на левый и через несколько часов обратно, и вещи никуда не девались и никто их не трогал.
Да и органы правопорядка мы уважали. А потом в девяностых стали бояться. А сейчас даже не знаю, нет у меня того уважения к полиции в целом, каким оно было к милиции.
Уважение к старшим
Возвращаясь к школе и школьным годам. Было какое-то уважение к старшим в общем и к учителям в частности. Даже помыслить себе было невозможно непослушаться учителя, и уж тем более о том, чтобы нахамить учителю или поднять руку. Вместе с беззаконием девяностых вошла в моду привычка жаловаться на учителей, оскорблять их, и уважаемая профессия стала одной из самых непрестижных. Да и в целом уважение к старшим утеряно, и это не делает наше общество краше.
Чистота
Во времена моего детства мусорные вёдра были тяжёлыми. Потому что в них были органические отходы: очистки от овощей, да обрезки и кости от мяса. Сейчас мы выкидываем в основном пластик и полиэтилен, которые разносятся ветром и не гниют. К тому же была практика собирать бумагу и сдавать макулатуру (за это давали право купить дефицитные книги). И хотя дефицит книг это плохо, но сбор макулатуры – хорошо. Бутылки были стекляными и тоже сдавались. Пустая поллитровая бутылка стоила 20 копеек, а с лимонадом – 40 копеек. То есть был смысл их сдавать. У меня друг себе мопед купил, собирая бутылки!
Общность
Сейчас все живут изолированно. Получая общение в сети. С одной стороны это замечательно. В том плане, что ты можешь найти единомышленников или клуб по интересам. А с другой стороны, мы совершенно перестали общаться с соседями. В детстве я знал всех на своей улице, пока жил в частном секторе. И всех, кто живёт в девятиэтажке, когда переехали в многоквартирный дом. Мы больше общались, чаще ходили в гости. В принципе чаще ходили, а не сидели за компьютером или в мобильном телефоне. Да и игры у детей были подвижные и на свежем воздухе. Но я отвлёкся. Я хотел сказать, что мы в целом были более общительны, а сейчас нелюдимы.
Чувство светлого будущего
Простите мне мой детский пафос, но я не знаю как назвать это ощущение. Я искренно, от чистого сердца, был уверен, что живу в самой лучшей в мире стране. Что общество наше стремиться к равенству, братству народов. Что мы делаем мир лучше, сохраняем природу, постигаем тайны мироздания, покоряем Вселенную. Я верил, нас ждут великие свершения, дальние звёзды и неизведанные планеты. И кто знает, может быть мир Полдня, так блестяще описанный Стругацкими или мир Великого Кольца Ефремова.
А единая глобальная информационно-коммуникационная сеть послужит человечеству для интеллектуального и культурного развития, а не деградации результировавшей в выкладывании роликов в ТикТок о котиках, постановочных туалетных шуток и тупых пранках.