До 32 лет я жил без стиральной машины. Так сложилось исторически. Детство и юность я провёл на три дома, и в каждом из них от бедности стирали руками. Поэтому, когда я вошёл в самостоятельную жизнь, мысль о покупке этого бытового прибора просто не приходила мне в голову.
Все, кто узнавал такую подробность, охреневали:
— Почему у тебя нет стиралки?
— Она мне не нужна.
— Как же ты стираешь?
— Ручками.
— Ты что, совсем?
— Я так привык, мне норм. Не переломлюсь.
В конце концов мать просто-таки подарила мне этот агрегат против моего желания. Я попробовал разок-другой и больше уже никогда в жизни не стирал руками, а наличие машинки стало моим непременным условием при аренде жилья.
Оказалось, это не стиральная машина мне не нужна, это я не представлял себе, как она может облегчить жизнь. Просто в силу отсутствия личного опыта.
С тех пор я усвоил одну вещь. Если какой-нибудь пожилой или молодой старик заявляет с пафосом: «Мне это не нужно», — надо прежде всего выяснить, а понимает ли он вообще, от чего отказывается. И если окажется, что ему не нужно то, чего он попросту знать не знает, то грош цена его словам, ибо передо мной не аскет и духовно богатая личность, а обыкновенный дурачок, каким был и я сам в случае с упрямым отказом от лишнего удобства.
Отказ от тех или иных материальных благ может быть уважаем только в том случае, если он осознанный, когда он не обусловлен слепой традицией, чужим влиянием или скудным опытом.
И вдвойне глупо выглядят все попытки определять на свой глазок потребности третьих лиц, вроде: «Наши предки смартфонами не пользовались и нормально жили, им это было не нужно». Нет, дурачок, наши предки не пользовались смартфонами совсем по другой причине. А если ты пишешь эту чушь со смартфона, то ты ещё и лицемер.