Можно сколько угодно смеяться над тараканами в головах зумеров и младших миллениалов, но есть как минимум одна вещь, за которую им стоит сказать спасибо.
Среди главных фильмов нашего поколения — «иксеров» (тех, кто родился между 1960-м и 1980-м) — «Дьявол носит Прада». Это был фильм-модель о том, как надо относиться к работе. По сюжету, девушка устраивается к токсичной и взбалмошной, но при этом «гениальной и великой» (!) начальнице, которая топчется на ее самооценке, дает исключительно жестокие задания и, по сути, рушит ей личную жизнь. Все это предстает как некая инициация: если девушка пойдет на все жертвы и не сдастся, ее ждет светлое будущее. Фильм не только подразумевал, что работа, карьера — это главное в жизни: ради нее можно и должно поступиться чем угодно.
Но это не все: он показывал, что «великий» начальник может сделать с вами что угодно — величие дает разрешение на любую степень токсичности и полное вмешательство в жизнь подчиненных.
Это было лейтмотивом отношения к работе в 2000-2010-е. Большинство культовых фильмов и сериалов того времени крутятся вокруг образа бестактного, хамоватого, но при этом гениального начальника (Доктор Хаус — ярчайший пример). Да, чем дальше, тем больше им добавляли человеческих черт: показывали их ранимость, проблемность. Но вся эта ранимость и проблемность опять же давала им разрешение относиться к подчиненным как угодно. А подчиненных обязывала всю свою жизнь строить вокруг работы и вокруг мнения тиранического начальника.
Фильмы и сериалы, разумеется, не сами сформировали эту идею — они взяли ее из жизни. Зацикленность на работе, мнение начальника-диктатора как главная система отсчета в жизни человека — тогда всё это считалось нормой. Другое дело, что легионы совершенно бездарных начальников, полюбив эти фильмы, сосредоточились на простом трюке: раз гениальность оправдывает токсичность, значит, любый токсичный человек — гениальный начальник. В 2000-е многие менеджеры старательно создавали образ взбалмошных самодуров. Доктора Хауса, например, косплеила Маша Гессен: войти с порога, объявить, что половина сотрудников уволена, а остальные должны пересесть из-за компьютеров на трехколесные велосипеды — и уйти, ничего не объясняя: гениальный руководитель подождет, пока бездари оценят дальновидность его решений. Говорят, что в культурной среде это процвело необычайно: театральные и кинорежиссеры кидались в актеров стульями, показывая тем самым, что ты — Хичкок и Бунюэль в одном лице (удивительно, но оба этих режиссера стульями вроде бы не кидались). «Мы просто требовательны», как бы говорили они.
И бедные «иксеры» на это искренне велись. Я знаю людей, которые десятилетия жизни потеряли, работая на крошечной зарплате на начальника-изверга, который в итоге оказался бездарью — фильма гениального не снял, компанию развалил и т.п. Каждая такая жизнь — сюжет для драмы.
И вдруг пришли спокойные младшие миллениалы и зумеры и стали делать то, что большинству людей нашего поколения в голову бы не пришло. В тебя кинули стулом? не только увольняешься, но и пишешь пост про токсичность бывшего начальника, чтобы его зашеймили. Начальник повысил голос? Увольняешься, ищешь спокойного. В компании заставляют перерабатывать? Просто туда не идешь.
И случилась удивительная революция: все эти токсики вдруг на глазах стали оставаться без людей. «Гениальные» медиа-менеджеры вдруг поняли, что талантливые журналисты к ним не идут, а идут лишь самые слабые во всех отношениях сотрудники. Многие из них вдруг стали сильно спокойнее — вдруг забывали о своем статусе «великих» и даже начинали льстить людям, лишь бы они не уходили. Но это не срабатывало. Оказалось, что жизнь не сводится к работе — никто не готов сутки напролет просиживать в офисе и не выключать телефон по ночам, чтобы у «великого» была возможность его дернуть.
Эта революция прошла так тихо, что в основном ее даже не заметили: оказалось, что вместо работы на разрыв аорты вполне достаточно тихо делать свое дело — и результат будет как минимум не хуже. Но эта революция сыграла важную роль не только в плане отношения к работе. Люди вдруг поняли, что чужое токсичное мнение вообще никого не ...бёт. Никаких великих и гениальных нет, есть только обычные смертные, ни у кого из которых нет права токсичить и нарушать чужие границы. И этим мы и правда обязаны младшему поколению
© Илья Носырев