Сегодня ко мне обратились с проблемой, которая является очень яркой и наглядной иллюстрацией того, как человек своей необдуманной смертью может причинить кучу геморроя живым.
Все началось с того, что мужчина и женщина заключили брак. Вместе прожили относительно непродолжительное время, муж умер. В браке имущества не было нажито, но у мужчины еще до брака был автомобиль и 1/2 квартиры. Вторая 1/2 принадлежала его матери.
Женщина обратилась к нотариусу за наследством, кроме того — привезла нотариуса к матери, которая жила отдельно, в полностью своей квартире. Но, учитывая, что у матери и без того наблюдались все признаки начинающейся деменции, после смерти сына стало еще только хуже — подписывать что-либо отказалась. Т. е. от матери не было ни заявления о вступлении в наследство, ни отказа от оного.
Менее, чем через полгода после смерти сына отошла и мать. Так женщина получила все наследство целиком — 1/2 квартиры и автомобиль, раздумывая о том, что делать с половиной квартиры — ведь других наследников не было...
Впрочем, спустя около полутора лет, внезапно объявилась родственница — родная сестра покойной старушки. Мотивируя тем, что проживает заграницей — на правобережье Днепра в незалежной, да еще и началом СВО, она обратилась в суд, восстановив срок и приняв наследство после бабушки — матери почившего супруга.
Казалось бы — какие проблемы? Однако, квартиры сестры и половины квартиры племянника новоявленной наследнице показалось мало и она снова вышла в суд, уже в порядке наследственной трансмиссии, требуя половину имущества племянника! Мотивируя тем, что мать, которая сестра, не пропустила шестимесячный срок после смерти сына, а, скончавшись ранее полугода, попросту не успела принять наследство! И теперь половина от половины квартиры сына и половина автомобиля должны причитаться ей, как единственному наследнику!
Оставим за рамками моральную сторону дела — сестры не общались, по меньшей мере, лет десять, после смерти мужа за свекровью ухаживала именно вдова. Так-то все по закону, т. е. сестра получает к тому, что получено ранее, еще четверть квартиры и половину автомобиля.
Весь затык в том, что автомобиль был оценен экспертами в 1 000 000 рублей. При этом автомобиль был оценен без самого автомобиля, только по документам, поскольку был давно продан вдовой и, поскольку фактически имел ржавые дыры в кузове размером с кулак, был продан всего за 400 000 рублей!
Но, поскольку сестра имеет право на автомобиль, которого нету, то суд взыскал с вдовы половину стоимости автомобиля — 500 000 рублей!