Когда мы подразумеваем обсуждение какого нибудь племени «тумба-юмба», то заранее готовы к большим культурным и поведенческим отличиям от нас самих. А вот читая про европейцев или американцев все равно удивляешься — ого, почему у них так!
Прочитал на очередном канале очередной текст живущего там русскоязычного, который описывает всякие непохожести американской жизни на нашу.
Культурная среда в каждой стране разная – это ни для кого не секрет. Однако полезно иногда знать “что принято” в обществе, чтобы культурная среда не показалась бескультурной, а еще хуже, чтобы не прослыть бескультурной самой. Что же принято в американском обществе?
Спрашивают “как дела?”
Если кто-то помнит сцену из фильма Брат-2, американцы действительно все время спрашивают друг у друга “как дела?” И, да, им действительно нет никакого дела до того, как на самом деле у вас дела.
How are you? — Как вы? – используется американцами вместо приветствия. Ответ, который ожидают услышать – отлично, прекрасно, великолепно, но ни в коем случае не развернутое повествование о том, какой козел ваш бос, что парень, похоже, вам изменяет и что стрелка весов неумолимо ползет вверх, хотя вы теперь покупаете только безглютеновые чипсы.
Ответив положительно и односложно, вы должны сразу задать встречный вопрос: “А вы как поживаете?” – и, соответственно, получить такой же короткий ответ: “Превосходно!”. Это как наше “Спасибо — Пожалуйста”. Всегда нужно спросить, “Как дела?” в ответ, даже если вы стоите в супермаркете на кассе или подъехали на машине к окошку Бургер Кингз за воппером.
– Как дела?
– Отлично! У вас?
– Превосходно! С вас 8 баксов и четвертак.
Отрыжка на людях.
Не удивляйтесь, если в компании простого работяги-американца за столом вдруг из его чрева извергнуться громовые раскаты бодрой отрыжки, а ее автор вместо того, чтобы стыдливо утирать рот салфеткой будет смотреть на окружающих взглядом победителя. Дело в том, что среди простых американцев отрыжка, похоже, считается чем-то вроде комплимента вкусной пище и не то, что скрывать ее не принято, напротив – громкое публичное отрыгивание считается чуть ли не крутым навыком!
Это не означает, что все американцы делают это, но я бы сказала, что, не видящих ничего предосудительного в этой привычке, довольно заметное количество. Не знаю, откуда пошла такая мода, но, видимо, большое потребление соды (сладких газированных напитков) этому способствует, да и врачи видят в этом лишь положительные стороны. Вы можете даже найти статьи в американском Интернете, где говорится, как вызвать отрыжку и почему это полезно.
Не помогают женщинам.
Когда я первый раз чуть не получила по носу закрывающейся дверью, распахнутой молодым человеком, который нырнул передо мной в библиотеку даже не обернувшись, я несколько опешила. Когда это повторилось несколько раз, а муж, придя из университета, рассказал, что он выслушал 5-ти минутную гневную лекцию о правах женщин, открыв перед какой-то девушкой дверь, у меня сложился пазл.
Движение о равноправии женщин, которое началось с предоставления женщинам права голосования для того, чтобы протянуть “сухой закон”, в США продолжает набирать обороты. Нет никаких “сильных” и “слабых” полов, и никто по гендерному признаку никому помогать не должен. Предложив “помочь даме” мужчина в лучшем случае рискует нарваться на взгляд недоумения, а в худшем – на обвинения в дискриминации или, чего хуже, домогательствах.
Посему от греха подальше, мужчины в тайне наслаждаются социальной легкостью от упавших с плеч доспехов “рыцарства” и руку помощи свою женщинам не протягивают.
Не уступают место в транспорте старшим.
Примерно по той же логике, по которой мужчины Америки сочли себя свободными от предрассудков “джентльменства”, молодые люди вне зависимости от пола могут считать себя свободными от предрассудков публичного уважения старших. Девушка сидит в метро и лайкает клипы подруг в Musically, а в вагон заходит явно старше и объемнее ее пожилая дама? Погружение в смартфон, скорее всего, невозмутимо продолжится.
Ведь как может быть воспринято со стороны вошедшей предложение уступить место? Это намек на то, что я старая? Или, еще хуже, толстая? А если сидит черная девушка, а заходит белая бабушка?
Так здесь факт уступания места попахивает совсем черт знает чем, о чем и вспоминать-то вслух опасно! Я о расовой сегрегации, если что. В общем, с публичным выказыванием уважения старшим американцы предпочитают быть аккуратными – можно нарваться на совершенно неожиданную реакцию.
Едят на собраниях, лекциях, встречах.
Представьте: вы читаете увлекательную лекцию, к которой вы долго и тщательно готовились или проводите производственное собрание, пытаясь зажечь огнем энтузиазма на новые свершения глаза подчиненных. И тут находите в зале человека в крайней степени увлеченного, но немного другим – она запихивает в рот толстый шмат пиццы, пытаясь не уронить на свои записи завиточек лука. “Ребята, что вы делаете?” – удивлялась поначалу я, но потом привыкла. Перекусывать во время совещаний, докладов, уроков в США вполне приемлемо. Американцы, похоже, вообще к приему пищи относятся просто. Съел чего там попало и где попало, и делов то – не в этом секрет успеха и тем более счастья.
Лекторы (руководители, докладчики), как ни странно, тоже относятся к этому нормально – главное, прожуй перед тем, как задавать вопрос и не сильно шурши пачкой из-под тортильяс во время выступления.
Не приходят без приглашения.
Советская хрущевка, в которой я выросла, с подъездом выкрашенным синей краской до половины, помятыми почтовыми ящиками и бабками на лавочке возле парадной, на которых с балконов летели бычки и скорлупа от семечек, не была общежитием, но соседи постоянно друг к другу ходили: то за солью, то денег занять до получки, то раздавить “маленькую” на троих в гаражах, то просто поболтать. К друзьям же вообще можно было заходить, как к себе домой.
Если ваш американский друг к вам без приглашения не заходит – не обижайтесь. Это не значит, что он вам не доверяет, просто без приглашения у американцев ходить в гости не принято. Тем более не нужно брать пиваса и делать ему сюрприз появлением у него на пороге, чтобы “разбить лед”. Американцы очень ценят личное пространство других и ожидают такого же отношения к себе. Это относится не только к друзьям, но и к родственникам, так что к вам здесь никакой дискриминации. Просто запланируйте встречу и всем будет комфортнее.
Не становятся в очереди вплотную.
Личное пространство свободолюбивого и независимого американца распространяется не только на его дом – оно сопровождает его везде, даже в общественных местах. Пост-советскому человеку, возможно, сложно понять, зачем держать “пустоту” между вами и человеком впереди в очереди? Ну, во-первых, какой-нибудь козел может вклиниться без очереди, во-вторых так в очередь больше поместится людей, а в третьих так быстрее окажусь у кассы. И вообще, хочешь личного пространства – иди, закройся в туалете и сиди там, нефиг по общественным местам шастать. Ишь, выискалась, индивидуалистка!
К кассе или окошку обслуживания – по одному.
В штатах никто не станет в очередь, плотно прижавшись к вам сзади, ненавязчиво положив голову вам на плечо и не будет с интересом рассматривать, как вы набираете код своей кредитки, чуть приобнимая вас тем временем своей рукой, которой он подталкивает поближе к кассиру покупки — это не принято. Совсем дурной тон, как бы невзначай, подходить к окошку обслуживания вместе с другим человеком — поэтому и за вами вплотную, будьте уверены, никто не станет. Но и вам лучше держаться на расстоянии, пока не дойдет ваша очередь.
Называют так, как представился.
Я как-то уже писала о том, что в детстве меня как только не называли, не смотря на то, что я представлялась Александрой: и Сашкой, и Саньком и Шурой и Шуриком. Возможно, на родине уже все изменилось, но раньше люди спешили показать свою недюжую эрудицию в знании интерпретаций моего имени. Русский язык богат на уменьшительно-ласкательные, неформальные и сленговые варианты имен и мы их очень часто применяем, не чувствуя никакого подвоха. Гера, скажи Лелику, что мы с Мишаней пошли к Серому за бутылкой, и подтягивайтесь с паштетом.
Если человек вам представился, как Пэт и при этом ей за 60, и вы знаете, что ее официальное имя Патриция – это не повод называть ее Патрицией, впрочем как и Пэтти, Трис, Триша или как бы то ни было еще. Доходило до смешного: дочь Маша представилась в школе Марией и дети были очень удивлены, когда пришли к ней на пижамную вечеринку и услышали, что мы зовем ее Машей. “Как на самом деле тебя зовут?” – спрашивали они безо всякого подвоха, уминая пиццу с пепперони.
Не паркуются на местах для инвалидов.
Возможно, это странное правила дорожного этикета для нашего человека. Ведь в штатах парковки перед супермаркетом настолько огромные, что они почти всегда полупустые, как сети у рыбаков в неудачный день. А места для инвалидов – ближе всего ко входу, да их еще и много! Ну чего добру пропадать то? Стану пока здесь возле входа, ведь мне только “заскочить на минутку” – думают у нас.
Тем, кто не видит ничего странного в логике выше, нужно просто поверить, что места для инвалидов в США, как бы это странно не звучало, предназначены для инвалидов. Нарушив это нехитрое правило, вы не только обрекаете себя на порицание окружающих, но и на солидный денежный штраф. Отговорки: “Да я только за сигаретами забежал” или “сейчас, жена уже выходит”, а также размер и номера машины не помогут. С другой стороны, если у вас на зеркале висит синий значок человека “с ограниченными возможностями” – вас всегда ждет свободное место возле входа.
Не кичатся достатком.
Наверное, это относится не ко всем американцам. Я предполагаю, что ребята из неблагополучных районов, которым улыбнулась удача “срубить бабла”, вполне возможно потратят их на понтовую тачку с огромными полированными дисками и золотые цепи.
Однако в повседневной жизни мне такие не попадались, может очень редко, хотя такой образ очень популярен в телевизоре. Обычные же американцы достатком не кичатся.
В университет, где учился муж, приехали американцы с совершенно различным уровнем дохода. Среди них были как обычные военные, так и совладельцы больших семейных бизнес империй. Выглядели и вели себя они при этом одинаково. Нэнси, владелица завода по производству сетевого оборудования, снимала обычную квартиру, ездила в универ на общественном транспорте, носила обычную практичную одежду и была очень приятной собеседницей.
Наших людей, в отношении демонстрации благосостояния, очень напоминают китайцы. Если вдруг в студенческом городке видишь мерседес “кубик” или крутую “бэху” можно ставить на стакан кофе из Старбакса – за рулем китаец.
Возле общежитий одного не очень престижного университета, недалеко от нашего дома в глубинке штата Нью-Йорк мы часто видели, как зимой по снегу, на пузе, на дорогу важно выкарабкивался новехонький черный Порше с номерами “WINNER” (победитель), озабоченным китайцем за рулем и его девочкой справа, уткнувшейся в свой новый айфон.
Что вас шокировало из этого списка больше всего?