В 90-х в подъездах курили так, что дым стоял постоянно с редкими просветами, тянуло в квартиры. На ходу курили. В здании вокзала курили. Водитель автобуса за рулем курил, иногда курили наглые или выпившие на задней площадке автобуса.
На крыльце школы чей-нибудь дедушка или батя сидел, курил в ожидании своего первоклашки, и ведя его из школы за руку, держал сигарету другой рукой.
Физрук курил на лыжной трассе, пока класс катался с горки.
В середине 90-х мне было стыдно за маму, потому что на нее осуждающе смотрели и бросали едкие замечания насчет моего здоровья проводница и соседи по плацкарту. А мужик, которого моя мама выгнала от окна курить в тамбур «ребенка в санаторий везу», смотрел на нее и меня со скорбной мордой лица.
У меня есть детские фото в альбоме — на фото, где родители стоят с кульком у дверей роддома, рядом стоит мой дед с сигаретой в руке. Еще на одном фото брат деда двумя руками тащит за руль трехколесный велик, на велике я сижу к брату деда лицом, у него папироса в зубах.
В некоторых семьях курили в туалетах, в некоторых и на кухнях. В конце больших застолий обычно курили в комнате за столом даже в домах некурящих.
Не помню точно год, примерно середина 90-х — дед купил мне мороженое за 1500, а себе купил мягкую пачку балканки за 2500. Дед вышел из магазина, я еще возилась с мороженым, и добрая продавщица сказала «Выпросила мороженое у дедушки, вот ему и не хватило на твердую пачку». И мне так стыдно стало — действительно, я мороженое быстро съем, а сигарет же деду хватит на 20 раз покурить.
Поштучно сигарета стоила 50 рублей, чупа-чупс 200 рублей.
В сигаретных пачках часто были вкладыши на конкурсы, розыгрыши, собери 10, 20, 50 штук, получи пепельницу. Найди редкий вкладыш, выиграй телевизор, и тд. — рекламы этих розыгрышей печатали в журналах, газетах, на рекламных плакатах. Думала «Вот вырасту, буду курить не балканку, а те сигареты, за которые можно что-то выиграть».
На городских праздниках к концу, когда темнело, мелкая шпана, лет по 6-10, окружала пьяных мужичков, кидали им за шиворот окурок, пока тот крутился — обшаривали карманы.
У школы курили в учебное время за школой, после уроков рядом с корытами для мытья обуви и у ворот.
Грузчики, нося в магазин хлеб без упаковки, курили на ходу, сплевывая окурок на улице в сторону урны.
У кого был отдельный кабинет для работы — у тех на столе стояла пепельница.
В гостиницах в номере стояла пепельница, и еще одна в коридоре у телефона.
В летнем лагере медичка курила в дальнем кабинете медпункта, вожатые курили на крыльце корпуса.
В детском отделении больницы на заднем крыльце стояла жестянка из-под селедки под окурки. Но там постоянно было накурено и в туалетах.
Не было, говорят, такого в СССР и 90-е. Не было, бл*дь. Я первый раз без табачного запаха оказалась зимой 1997 года, когда ударили морозы ниже −30, в нашем подъезде лопнули батареи и там никто не курил — вот так в 10 лет впервые столкнулась со свежим воздухом. А от хронического бронхита избавилась в 12 лет, такое совпадение — случилось это после того, как в нашей квартире поставили новую дверь без щелей, а мать с дедом рассорилась и он перестал приезжать