Город Энск. Обычное дежурство обычного следователя СК.
Как всегда, "любимое" время следователя - ночь. Именно поздно вечером и ночью совершается большинство преступлений. По причине того, что к этому времени алкоголики доходят до кондиции "Агрессивность", и начинают возникать конфликты между ними "На почве личных неприязненных отношений".
Итак. Ночь, время около 02:00 часов. Дежурка сообщает об убийстве на дачах в пригороде Энска (относится к городу). Доложив начальству, взял свой волшебный чемоданчик, и выдвинулся на место происшествия.
По прибытии полным составом СОГ приступили к осмотру места происшествия. Им оказался дачный жилой домик. Обычный такой домик. При входе в помещение, сразу почувствовалось амбре постоянного злоупотребления алкоголем: перегар, пот, сырость, табак. И все это смешано в один запах. Зачастую в этом амбре присутствуют тонкие или "толстые" нотки мочи. В общем, воняет там крайне неприятно. Те, кто знают о чем я - поняли меня. Гнидюшник, одним словом.
В домике было всего две комнаты: коридор (он же кухня) и жилая комната. Прямо посреди комнаты на полу, возле стола, лежал труп мужчины возрастом около 60 лет. В области брюшной полости у него были три колотых раны, вокруг на полу кровища. В коридоре - нож "со следами вещества бурого цвета, похожего на кровь".
В домике видны следы бурного и постоянного злоупотребления алкоголем. А вот следов борьбы - нет. Ну как бы - это и не особо удивительно.
В ходе осмотра места происшествия нашел паспорт убиенного. Им оказался хозяин этого домика - Яковлев Яков Яковлевич (все совпадения случайны, а имена изменены). Для составления протокола осмотра места происшествия (ПОМП) были приглашены соседи в качестве понятых. Они же и рассказали о нашем Яковлеве.
Яковлев был обычным таким алкоголиком с многолетним стажем. У него была неплохая пенсия, которую он заработал на заводе по вредной сетке - был сварщиком когда-то. Ну, и соответственно, в дни его пенсии к нему прибывали местные алкоголики, дабы совместно потратить и пробухать его пенсию. Контингент там был плюс-минус одинаковый.
В ходе осмотра я изъял с места происшествия предполагаемое орудие убийства, паспорт потерпевшего, стаканы со стола. Эксперт из ЭКЦ снял со всех ручек двери следы пальцев рук, смывы крови, которая натекла из трупа Яковлева. А тело потерпевшего было направлено в Бюро СМЭ.
Дежурным участковому и операм из СОГ было дано поручение совершить обход дачного поселка, выяснить с кем обычно (и необычно) бухал наш Яковлев.
По прибытии в отдел, дозвонился в "штаб МВД" дабы получить номер уголовного дела и соответственно "возбудился".
Итак. У нас вроде бы убийство обыкновенное, наиболее часто встречающееся, и обычно легко раскрываемое. Однако. У нас нет жулика. Убийца-то не установлен. У нас есть нож, с возможными "пальчиками" убийцы и даже возможно его кровью, если он поранился, когда убивал Яковлева. А если их в базе нет? ДНК крайне редко "стреляло" ( у меня так и ни разу), а пальцы может ему и не катали до сих пор.
Понимая, что утром руководство сразу же начнет меня торопить, заставлять раскрыть дело еще "вчера", решил сделать за оставшуюся часть ночи максимально много. Возбудился, назначил судебно-медицинскую экспертизу по трупу, дактилоскопичекую экспертизу по трупу (это "отпечатки"), назначил комплексную трасологическую, дактилоскопическую и генетическую экспертизу по ножу.
Назначается такая экспертиза одним постановлением, чтобы эксперты одновременно сделали все три основных вывода: этим ли ножом убит Яковлев, чьи пальцы на ноже, чья кровь на ноже. Если сделать это тремя разными экспертизами - то, во-первых, много времени пройдет при передаче ножа от одного эксперта другому, а во-вторых (точнее, все же во-первых) пока снимут "пальцы" пропадет генетика, и наоборот. Короче, это должны делать эксперты комплексно, аккуратно и специальными способами. Рано утром поехал в морг, где изъял одежду с трупа. Далее все экспертизы были направлены в соответствующие экспертные учреждения.
После этого опера начали доставлять мне на допрос в качестве свидетелей соседей и алкоголиков. Их допросы мне ничего не дали. Никто ничего не знал и естественно не видел. Алкоголики, все как один утверждали, что в ту ночь они были у другого алкоголика или же дома у себя. Проверить их слова было сложновато. Но главное - шло время. Другие же дачники ничего толкового мне не показали - не слышали и не видели ничего. Тупичок. А близких родсттвнников у Яковлева не было. Потерпевшим кроме него признавать также некого. Были только братья двоюродные.
Наступил вечер. Шеф на планерке выслушал мой доклад, изучил дело и стал меня чихвостить. Ну, нам не привыкать. "Будет сделано, приложу все усилия для скорейшего раскрытия. Есть - отложить все дела и материалы."
Покурил, выпил кофе, подумал и поехал снова на место происшествия. Надо посмотреть - вдруг я что-то упустил.
На месте происшествия ничего не изменилось. Постоял, подумал, опять покурил, заснял все на видео и фото. Зачем-то изъял протоколом повторного осмотра несколько бутылок из-под алкоголя, которые мне показались примечательными. И вот, когда я заполнял протокол в части изъятых предметов, одна деталь привлекла мое внимание (до сих пор помню этот момент очень четко). Почти весь алкоголь употреблялся Яковлевым и Ко из пластиковых бутылок (самогон хлестали), но было и немало бутылок и пробок от них из-под водки. Так вот среди мусора на полу (окурки, пробки, недоеденная пища и т.д.) я нашел пробку из-под бутылки водки "Старая Марка". Другие бутылки были более дешевых, а точнее самых дешевых и самых отвратных марок. "Старая Марка" же была достаточно редкой маркой водки, далеко не во всех магазинах она была, так еще и на рублей 100 дороже "Пшеничной", "Казачка" и тп. Я это знал, потому что еще во времена студенческие мы брали именно "Старую марку", если попадалась. Пусть и чуть дороже, но все же получше других.
Поясню сразу, а то чувствую насыплют в панамку. В ходе осмотра не всегда изымается вообще все с места преступления. Конкретно на этом месте преступления были десятки бутылок, сотни окурков, те же десятки пробок. Изымать их все не имело практического смысла по той причине, что если бы я их изъял, то и назначить экспертизы я должен был по всем пробкам, бутылкам и окуркам. А это время, это сроки, это занятость экспертов. В общем не было смысла. До момента "зацепило глаз".
Возвращаемся к нашей пробке. Поскольку я не знал, где и какие магазины были в поселке и возле него, связался с местным участковым, который сразу же приехал ко мне, как только сказал, что "Родина его не забудет" и если он поможет раскрыть, то ему не будет "плохого представления" по ст.158 УПК РФ от меня. Далее я описал ему ситуацию, а он занялся делом - поехал по магазинам, выяснять когда и возможно с кем покупал Яковлев ту самую Старую Марку.
Откровенно говоря, я не особо надеялся на что-то стоящее. Ну, купил Яковлев эту водку, и что с того. В общем, это была как одна из версий.
Я понимал, что дело начинает повисать. А значит, если ты как следователь, не можешь уже ничего сделать - ты должен максимально допросить свидетелей, максимально назначить экспертизы и максимально надавать поручений в МВД.
Допросил я и родственников Яковлева, которые с ним уже давно не общались из-за его многолетнего алкоголизма и маргинального образа жизни, допросил еще человек 10 из дачников, которые ничего не знали; допросил пару бывших коллег убиенного. Пока тупик.
Но дальше. Дальше просто повезло. Наш участковый проехал по всем близлежащим к МП магазинам и в самом "цивильном" из них выяснил, что Яковлев вместе с каким-то мужиком покупали в вечер перед убийством ту самую Старую марку. Даже более того, была видеозапись процесса покупки.
Далее начал я вызывать наших синедолов на повторный допрос и предъвлял им видео из магазина. И вот один из них узнал убийцу. Им оказался Иванов Иван, такой же синедол, но с других дач. Опера сразу же выехали на те дачи и привезли ко мне Иванова. Как только его привезли - по нему сразу стало понятно, что убийца он. Он сразу во всем сознался. Без какого-либо давления. Да и у него не было шансов соскочить. На ноже его пальцы, на ноже его пото-жир, его видели незадолго до убийства вместе с Яковлевым.
После допроса в качестве подозреваемого я сразу же повез его на "выводку" (проверка показаний на месте). Он все показал и рассказал уже на месте. Как оказалось, он вместе с Яковлевым когда-то вместе работали. В вечер перед убийством случайно встретились возле того магазина. Ну, и соответственно, решили выпить вместе. Купили водки и закуски, пошли домой к Яковлеву. ну, а дальше - классика. Пили, ели - все нормально, обосралися буквально. Когда водка уже шибанула в голову, у них возникла ссора. Сам Иванов уже даже и не помнил по какой причине. Он схватил нож и несколько раз ударил им в живот Яковлеву. Потом понял, что натворил, бросил нож и убежал к себе, где и прятался все это время. Надеялся, что не найдут.
Далее назначил судебно-психиатрическую экспертизу (пятиминутка) дабы установить, что Иванов был в адеквате (он был в адеквате). Иванов поехал в СИЗО, пока экспертизы все делались.
Через месяц пришли все экспертизы (пришлось торопить и материально стимулировать экспертов-генетиков как всегда). По их заключениям все было ровно, все подтверждалось.
Ну а после: ознакомление с заключениями экспертиз жулика, повторное привлечение в качестве обвиняемого, допрос обвиняемого, на котором он все признал, ознакомление с материалами дела. После изучения и подписания прокурором обвинительного заключения - передача дела в суд.
Суд назначил Иванову наказание сроком 7 лет строгого режима.
Уголовное дело по ч. 1 ст. 105 УК РФ. В описанных мною обстоятельствах - такие убийства самые распространенные в нашей стране. Бухали вместе, поссорились - один другого ударил ножом (топором, сковородой, молотком - но все же чаще кухонным обычным ножом). И такие убийства - это самый "хлеб" следователя. Все процессы наработаны, все почти всегда одинаково - одни и те же экспертизы, одни и те же вопросы на допросах. Но бывает, что возникают нюансы. Вот не было бы этой Старой марки или не обратил бы я на нее внимание, то это дело возможно бы и раскрылось, но гораздо позднее, а может и не раскрылось бы. Не нашел бы я пробку - значит бы дал поручение операм пройтись по всем магазинам и допросить продавцов. И скорее всего, мне была обычная отписка - "Все проведено, нихрена не выяснено".
В общем, как всегда, дьявол кроется в нюансах.