Итак, сижу в рабочий день в кабинете. Лето, солнышко, птички кудахчут за окном, пишу бумаги, печатаю. Заходит в кабинет без стука потрёпанный дедок со взглядом, как я называю, «земля-воздух» — глаза непонятно куда смотрят, немного налёт безумия проглядывает. И начинает мне изливать душу про какое-то предприятие, что он акционер и его лишают комнаты в общежитии.
Первая мысль — тронутый умом прорвался на этаж. Следом через минуту забегает запыхавшийся старшина с входа в РОВД (начало 2000-х, такого строгого контрольно-пропускного режима ещё не было) и кричит: «Дед, давай на выход, ты че там несёшь?» Я старшине говорю: «Браток, я сейчас провожу деда сам». И говорю деду: «Пойдёмте вниз, мне как раз надо в центр ехать, на улице расскажете, что у вас стряслось».
И в общем, дед сбивчиво мне ведает историю о том, что он является со времён приватизации акционером какого-то СМУ, и ему как акционеру предоставлена комната в общежитии. Трудовую деятельность уже закончил, пенсионер, и доживал свой век в общаге на законных, вроде, правах. А вчера его на собрание акционеров не позвали, и в списках его нет, а утром вручили ему уведомление, чтоб он валил с общаги СМУшной, типа ничего его не связывает.
И мне таааак стало интересно, что я решил разобраться потихоньку. В соответствии с ФЗ «Об ОРД», мероприятия всякие можно проводить лишь при наличии информации (в законе всё открыто и подробно написано).
И я начал. Поехал, ознакомился с документами в открытом доступе (списки, собрания и т. д. — деда нет), с комендантом общаги переговорил. Кто проживает? Она рассказала, что общага целиком принадлежит СМУ, и только акционеры там живут. Мол, скоро выселим одного — он акции продал. Потихоньку выяснил, а как хоть сами акции выглядят, где реестр акционеров ведётся, че да как. Дурака врубил ей. И мне рассказали, что давний партнёр предприятия, некая регистрирующая организация «Гортензия» (например), ведёт реестр акционеров, и свежие списки вывешены в общаге в документах о собрании.
Ну что ж, готовим запрос в регистрирующую организацию. Один запрос общий — про то да сё и с какого года и как, вкратце — о взаимодействии со СМУ. А второй — конкретно про акционера-деда: является или нет, с какого числа и т. д. И под конец рабочего дня попадаю в эту «Гортензию». Директору представляюсь, рассказываю цель визита. Была даже попытка ответить мне, что там какая-то коммерческая тайна, но, слава Всевышнему, закончики мы знаем, и убеждаем тётю дать мне ответ быстро и прям ща.
Из ответа я выясняю, что наш дед месяц назад по доверенности, выданной на третье лицо, продал акции генеральному директору СМУ, и, со слов директрисы, сейчас гендир СМУ выкупает у многих акции. До меня доходит, что готовится отжим общаги под дальнейшую застройку. Ищу деда — он клятвенно заверяет, что никаких доверенностей не подписывал, ни с кем по поводу акций не общался. Чую, что я вышел на след хорошего жирного мошенничества. Азарт, ночь не сплю. Кстати, фамилия нотариуса уже знакома по каким-то материалам...
Утром докладываю начальнику РОВД, что получилось у меня накопать. Он мужик опытный, бывший начальник следствия, и говорит: «Раз уверен в теме и в себе, кто тебе мешает провести выемку до возбуждения УД у нотариуса? УПК позволяет». И мы с ним в 7:30 утра до планерок готовим выемку по КУСП, он мне помогает её санкционировать, сам договаривается в суде, т. к. нотариальные дела там туда-сюда, и к 10 утра я готов проводить выемку реестра у нотариуса.
Прибегаю в контору к нотариусу — тот ничего не понимает, сопротивляется, но под моим активным настойчивым оперским напором вываливает реестр... А там... реестр заполнен, и фамилия деда есть. Но подписей деда и доверенного лица нет! На объяснение он рассказывает: гендир СМУ должен был кого-то привезти для подписи, но доверенность-то он удостоверил!!!
В общем, всех в отдел, возбудили влёт мошенничество, и к гендиру я пришёл с постановлением о возбуждении и обыском. А там — куча доверенностей левых и всё остальное. На нотариуса, гендира и доверенных лиц повозбуждали кучу дел, я нарубил «палок», деду по итогу вернули акции и комнату в общаге и нашли ещё несколько таких же потерпевших. Очень приятно было осознавать хороший результат от своей работы.