Примерно в феврале этого года обратились сразу трое — двое мужчин, 35-40 лет, одна девушка, не скажу точно возраст, но меньше 30.
Работают в одной организации в отделе удаленных продаж, т.е. из дома. Сама организация находится в Самаре, работники — в Нижнем Новгороде, Краснодаре и Уфе. Работают, продают что-то там, во что я не вникал, как вдруг директор обзванивает каждого, уведомляет о сокращении отдела удаленных продаж и предлагает написать заявления от увольнении по собственному желанию.
С этим вопросом работники ко мне и обратились — какая разница между увольнением по собственному желанию и увольнением по сокращению. Состоялась конференцсвязь — это отдельный кошмар, когда объясняю одно — двое уже поняли, задают другие вопросы, один — не понял, двое остальных, перебивая друг друга, пытаются ему объяснить. Короче, попаболь, а не консультация.
Основная проблема в том, что официальная часть зарплаты — 40к, неофициальная, которую директор переводит с собственной карты сотрудникам — еще 30к. У обоих мужиков самый большой вопрос — выплатят ли только официальную, или еще и неофициальную часть при увольнении.
Разъясняю, что в целом, если руководство уже нарушает права работников — принуждает к увольнению, то рассчитывать особо на порядочность не приходится. Добровольно с большой долей вероятности выплатят только официальную часть, а за неофициальной придется обращаться в суд, но, учитывая, что директор настолько безалаберный, что выплачивает неофициальную часть со своей карты — систематические переводы на одинаковые суммы — не вижу оснований, почему бы суд отказал в удовлетворении требований. Если не хочет уволить по сокращению — пусть увольняет по соглашению сторон, там уже до чего-то договоритесь, что устраивает все стороны.
После меня все трое переговорили с директором, который заверил:
— Мамой клянусь, выплачу и белую, и черную часть. Вы только заявления на увольнение напишите.
Оба мужика в тот же жень написали заявления на увольнение, директор удовлетворил без отработки и... и, как и следовало ожидать, выплатили им только официальную часть, простив оставшееся. Или он детдомовский был, или просто маму не любит — непонятно.
Состоялась очередная конференция, тут, в целом, можно было попытаться доказать и принуждение к увольнению, потребовать восстановления на работе, про черную часть зарплаты — и лапоть не свистел, но мужики отказались.
Осталась одна только девушка, которая, после всего увиденного, поняла, что с неофициальной частью ее надурят, а кроме того она усвоила, что при увольнении по сокращению полагается еще и выходное пособие, и заявление писать наотрез отказалась.
Директор принялся стращать увольнением по статье, направил ей на электронку требование явиться на работу в офис. Э, нет, постойте! Она живет в Уфе, офис — в Самаре, такой перевод допускается только с согласия сотрудника.
Не знаю все детали последующих разговоров с директором, который и так, и сяк пытался принудить ее уволиться по собственному желанию — девушка осталась непреклонной, кроме того директор выяснил, что она записывает все разговоры и делает скрины всех чатов. Теперь общение происходило так:
Знакомый директора из Уфы приезжал к девушке, она выходила во двор, этот знакомый набирал директора, передавал трубку девушке. И директор продолжал угрожать увольнением по статье. Объективно — чем он еще угрожать может? Да и поздно уже угрожать по чужому телефону, когда со своего достаточно наговорил.
Следующий его шаг — девушке заблокировали все рабочие учетные записи с планами, отчетами и т.д, объяснив, что теперь работать она не сможет, соответственно — зарплату платить не за что, а без зарплаты долго не проживешь...
Но девушка, наконец, послушав меня, обратилась с жалобой в ГИТ. Так и так, принуждают к увольнению, вот переписка, вот записи разговоров, зарплату тоже не хотят платить. ГИТ провела проверку, вынесла предписание о недопущении нарушений трудовых прав...
И вот уже с марта девушка сидит дома, все учетки по-прежнему заблокированы, но регулярно получает официальную часть зарплаты — пресловутые 40к. Уволить по сокращению директор все еще отказывается, по соглашению сторон — тоже, как и по статье. Причем я уже не понимаю смысла — платить по 40к в месяц человеку, который не работает, когда увольнение по соглашению сторон точно встало бы ему дешевле. Для девушки смысл понятен — получать по 40к в месяц только за факт своего существования, допускаю, что работу в Уфе с большей зарплатой еще поискать нужно, а такую, на которой еще и не нужно работать — тем более.
Пока что я с интересом наблюдаю за этим противостоянием. Когда и чем оно закончится?