Что меня всегда удивляло и возмущало — то, что есть категория граждан, которые безоговорочно верят всему, что им говорят люди, облеченные какой-то властью в глазах этих граждан. Такой незыблемый авторитет, который априори прав. Они даже мысли не допускают, что чиновник может быть некомпетентен в каких-то вопросах, а то и вовсе — иметь корыстный умысел. Срубить палку, как гаишники, которые подсовывают протокол с отказом от медосвидетельствования и просят «подписать протокол остановки». Или следаки: «Подпиши, что ты убил — сразу домой отпустим, а не то на тюрьму поедешь».
Хуже только, когда такие граждане, получив консультацию, приходят вновь и начинают пересказывать, что им там рассказали. Нет, вру. Хуже, когда клиент приходит на консультацию и начинает возмущаться: закон этот — плохой, я так не согласен!
А кто тебя спрашивает, согласен ты или нет, если таков закон? Впрочем, как говорили древние, Stultīs lēx nōn scripta est; quae sī scripta est, nōn lēcta est; quae sī lēcta est, nōn intellēcta est; quae sī intellēcta est, nōn ita est.
Обратился мужик, уже сильно в возрасте — за 60. Толпа малолеток попрыгала на его авто — вдавлена крыша, помят капот. Учитывая, что авто — «Крузак-колхозник», это как-то нужно было сильно захотеть забраться на авто, чтобы попрыгать на нем.
До меня уже был у участкового, написал заявление. Я ему объяснил: когда участковый проведет проверку, установит тех, кто попрыгал, сошлется на гражданско-правовые отношения и отправит в суд — вот с этой бумажкой и оценкой ущерба нужно будет вернуться ко мне, пойдем в суд.
Дело было в конце весны или начале лета, т. е. прошло около четырех месяцев. Сегодня мужик снова пришел.
Все лето и начало осени он околачивал пороги участкового, чтобы тот выдал ему какую-нибудь бумажку. Наконец, на прошлой неделе участковый ему прямо сказал:
— Это вообще не ко мне, это — гражданско-правовые отношения, идите в суд и там разбирайтесь.
Никакую бумажку не дал. Понятно, что участковому есть чем заняться, кроме как кого-то устанавливать, опрашивать, делать поквартирный обход. Но как подать в суд на какую-то абстрактную группу лиц?
Объясняю мужику: так не выйдет. Нужно писать жалобу на бездействие участкового, потому что ответчик неизвестен.
Мужик стоит на своем. Нет, участковый сказал, что мы можем взять записи с камер на подъезде, там все лица видны.
Хорошо, лица видны. Но, к сожалению, мы еще не дожили до того времени, когда у каждого на лбу будет нанесен QR-код, чтобы установить имя, фамилию, паспортные данные.
Судья не будет по записи устанавливать тех, кто попрыгал на авто. Это — работа полиции. Так-то, по большому счету, это вообще хулиганка, но чтобы полиция увидела состав — это я не представляю, что такое нужно сделать. У них на все ответ: «гражданско-правовые отношения, идите в суд».
Нет, мужик стоит на своем. Участковый сказал, что есть запись с камер, этого достаточно. Нужно идти в суд.
Да, блин, как идти в суд? У нас ответчик неизвестен! Не будет же такого, чтобы судья посмотрел запись и сказал:
— О! Все понятно! Васька Косой из Малиновки! Верни корову!
Нет, мужик продолжает стоять на своем. Лица на записи видно. Добавляет новый довод: там, в полиции, врать не будут! Если сказали — в суд, значит, в суд!
Так и я согласен, что придется идти в суд. Но нам нужна бумажка из полиции, в которой будет указано, что те-то и те-то тогда-то попрыгали на авто, причинен материальный ущерб. Состав правонарушения отсутствует.
Час с ним бился! Весь уже вспотел, но мужик непреклонен: в полиции врать не будут.
Сошлись на том, что он еще у кого-нибудь проконсультируется, и, если честно, я надеюсь, что там он и останется. От таких клиентов больше головных болей, чем пользы. Тут или ценник ставить Х10, чтобы окупить все нервы, или вообще не связываться.
