Куртизанки делились на две основные категории.
К первой относились так называемые "честные" куртизанки - cortigiane "oneste". Их основная характеристика состояла в том, что они находились на содержании одного или нескольких богатых покровителей, как правило, выходцев из высшего сословия. "Честная" куртизанка имела свою определённую независимость, и обладали свободой передвижения. Она обучена правилам хорошего поведения, умеет вести застольную беседу, а иногда является обладательницей высокой культуры и литературного таланта.
Но, рядом с "честными" куртизанками, утопавшими в богатстве о всеобщем обожании, существовали проститутки самых разных сословий, жизнь которых являлась тяжёлой борьбой за существование, против унижения и насилия.
В конце XV века в Риме, в связи с реформой папской канцелярии, появляются различные кружки, где обсуждают культурные, философские и поэтические мышления. Чтобы развеять слишком учёную обстановку мужчины нуждаются в женском обществе высокого класса. О дамах высших слоёв римской знати не могло быть и речи, поэтому выбор остановлен на свободных женщинах, сожительствующих с неженатыми членами курии, из них отобраны самые красивые и образованные.
Помимо культурного общения, они выполняли свои прямые обязанности проститутки и получили привилегированный социальный статус Cortegiana, hoc est meretrix honesta (cortigiana, ovvero prostituta onesta) или "честная" куртизанка. Честность в этом случае не имеет ничего общего с целомудрием, а означает мещанский образ жизни, культуру и хорошие манеры.
Таким образом, "честные" куртизанки в конце XV века, благодаря щедрым дарам своих покровителей, становятся владелицами недвижимого имущества, нежатся в роскоши, и как самые изысканные принцессы устраивают ежедневные приёмы. Ремесло куртизанок настолько выгодно, что нередко матери готовы потратить немало денег для обучения дочерей, надеясь увидеть своё чадо под "опёкой" знатного вельможи.
И действительно, некоторые представительницы этой профессии вели такой шикарный образ жизни в своих великолепных дворцах, что на одном из таких приёмов испанский посол, вынужденный плюнуть, предпочёл сделать это в лицо своего слуги, чтобы не испортить замечательные ковры владелицы дома.
Конечно, не все "честные" куртизанки обладали подобными дворцами, но многие из них всё же имели хорошо устроенные жилища. Об этом говорит декрет Сената Венеции от 1542 года, в котором проституткам запрещалось отделывать внутренние убранства комнат тонкими шёлковыми материями, им разрешалось использовать только обычные ткани, сотканные в городах Bergamo или Brescia.
На самом деле, этот декрет останется мёртвым камнем, в Венеции и в Риме дома "честных" куртизанок по-прежнему продолжают ломиться от роскоши: атласная обивка, расписная мебель, шёлковые балдахины над кроватью с эротическими фресками на потолке. В Венеции жрицы любви помимо кошек и собак, любили держать заморских обезьян и экзотических птиц.
Как правило, "честные" куртизанки промышляли под опёкой какой-либо тётки, матери или старой проститутки, выдающей себя за мать (хотя не исключены случаи, когда куртизанки жили одни). Многие проститутки, не имеющие собственных детей, удочеряли маленьких девочек, постепенно обучая своему ремеслу, обеспечивая тем самым денежный доход на старости лет.
Чтобы понять, кого называли куртизанками, достаточно прочесть официальный документ Венеции от 1542 года. В нём подчёркивается, что, проститутками считаются все незамужние женщины, имеющие интимную связь с одним или более мужчинами, а также замужние дамы, не живущие с мужем, а проживающие отдельно и имеющие интимные связи с одним или более мужчинами.
Куртизанки низкого ранга
Ко второй, мене удачливой категории, относятся куртизанки низших сословий, они более многочисленны. Некоторые из них тем или иным образом не смогли стать "честными" куртизанками, другие же, удостоившись когда-то высокой участи, скатились на дно жизни.
Некоторые женщины попадали в публичные дома, расположенные в злачных кварталах Рима, где их ждали небогатые и грубые клиенты. Помимо этого проститутки были обязаны отдавать часть выручки так называемому капитану. Капитан, с разрешения папской канцелярии, брал с каждой куртизанки налог, 2 carlini в месяц, помимо этого он являлся содержателем свободного игорного дома и гостиницы.
Другие куртизанки промышляли в терапевтических салонах - stufe. Мода на подобные заведения пришла в XV веке из Северной Европы, сначала там действительно занимались лечением различных заболеваний, но потом они превратились своего рода публичные дома. Вскоре stufe можно было увидеть во всех римских кварталах. Говорят, что сам Рафаэль являлся владельцем одной из таких комнат, а Микеланжело был завзятым посетителем подобных мест, чтобы улучшить технику изображения обнажённых тел.
Многие клиенты лечились в stufe при помощи массажей импровизированных медиков и хирургов, но главным их желанием была встреча с куртизанками. Многие из таких заведений держали бывшие проститутки, в XVI веке stufe превратились в подпольные игорные дома и в настоящие публичные дома - lupanari, где куртизанки, обязаны, были отдавать часть заработка владельцу заведения.
Отношение к куртизанкам
Власти с одной стороны, преследовали куртизанок, а с другой, требовали и поощряли подобный род деятельности. В чём заключалось подобное поведение?
Дело в том, что мужское население было намного многочисленнее женского, оно нуждалось в куртизанках, чтобы сексуально разрядиться без помощи уважаемых дамам. Роль куртизанок состояла в сохранении семейной ячейки. Английский путешественник Thomas Coryat в XVII веке пишет, что Венецианская Республика открыла свободную дорогу проституции, чтобы уберечь благодетель жён и честь мужей.
В конце XV начале XVI века в Венеции был издан необычный указ, в котором говорилось, что проститутки, проживающие в специальных кварталах, обязаны сидеть напротив окон, вывесив наружу ноги и обнажив грудь, чтобы сильнее притягивать к себе мужчин, уберегая их тем самым от гомосексуальных связей. Документ, дошедший до нашего времени подтверждает, что в Венецианской Республике XV-XVI вв., распространение гомосексуализма приняло слишком большой размах, особенно среди интеллектуалов и религиозных санов, так что многие проститутки остались без своих завзятых клиентов.
С другой стороны, проституция всегда являлась для города доходным видом деятельности, а городские власти знали, как можно поживиться на этом. В 1549 году при Папе Paolo III для реконструкции моста через Тибр римским куртизанкам был объявлен налог в размере 1 giulio (серебряная монета при Папе Giulio II) с каждого scudo, уплаченного за съём жилья.
В Венеции также были введены для проституток ординарные и неординарные налоги. С 1413 года на основании сенатского декрета Венецианской Республики университет города Padova в праве собирать налоги с общественных туалетов и с куртизанок, используя деньги для нужд университета. В 1514 году в Венеции, в связи со строительством Арсенала, местные куртизанки были обложены тяжёлым налогом.
Проститутки получали оплату с проезжих иностранцев, вкладывали затем капиталы в местные банки (куртизанки являлись излюбленными клиентами банков), тем самым, поощряя местную экономику.
Уход за телом и внешностью
Куртизанки уделяли много времени уходу за телом, в этом они ничуть не отставали от дам высшего света. Некоторые писатели периода эпохи Возрождения утверждают, что жрицы любви более опрятны и ухожены, нежели женщины из приличного общества. По их рассказам, дошедших до нашего времени, можно узнать, как "честные" куртизанки следили за собой.
Рано утром, прежде чем встать с постели, куртизанка при помощи салфетки снимает с зубов, образовавшийся за ночь, налёт, а затем несколько раз полощет рот чистой водой. Потом она омывает всё тело водой с отваром ароматных трав, эта процедура, как правило, повторяется несколько раз в день. Затем служанки вытирают свою госпожу льняным полотенцем, делают ей маникюр и педикюр, опрыскивают духами и благовониями.
Во всю используется косметика. Куртизанки, обладающие хорошим вкусом, употребляли румяна в ограниченном количестве, только, чтобы скрыть излишнюю бледность, появившуюся после бессонной ночи любви или небольшого недомогания.
Художники того времени изображали ангелов, мадонн и портреты ангелообразных дам со светлыми золотистыми волосами, поэты также влюблялись и воспевали злотовласых красавиц. Светлые волосы становятся модными, особенно в Венеции, где знатные дамы и куртизанки прибегают к довольно трудоёмкому методу окраски волос в светлый цвет, который так и назывался - biondo veneziano.
Венецианки часами просиживали на открытых террасах своих домов под лучами палящего солнца, смазав волосы специальным раствором. Как правило, в этих случаях, они одевали льняную или шёлковую одежду и покрывали голову широкополой соломенной шляпой без дна, высвободив волосы наружу, спасаясь таким образом от жары.
Для приготовления подобных красителей нередко употребляли отстой белого вина (винную гущу) смешанный с оливковым маслом. Этот метод считался довольно трудоёмким, нужно было часами сидеть под солнцем, периодически расчёсывая волосы гребнем. Но уже в XV веке Caterina Sforza применяла более простые методы окраски волос без солнечных ванн. Новые красители состояли из смеси соды и углекислого калия.
Одежда куртизанок
После ухода за телом куртизанка переходила к одеванию. В каждом городе была своя мода, но повсюду, "честных" куртизанок и знатных дам из высшего общества, объединяло одно и то же желание - наряды из самых дорогих и богатых тканей. Часто материя украшалась драгоценными камнями и золотыми подвесками, иногда была соткана вместе с золотой нитью в виде сети, к которой прикреплялся жемчуг.
Использовались также шёлковые нижние юбки, окрашенные в золотой цвет. Это, уже не говоря, о драгоценностях, всевозможных колье, цепях, браслетах, диадемах с крупными драгоценными камнями: диамантами, рубинами, жемчугами и т. д. Так одевались многие "честные" куртизанки не только вечером, но и во время дня.
Впоследствии, в период Папы Pio IV и Папы Pio V, был выпущен указ, запрещающий римским куртизанкам использовать золото, серебро, вышивки, бархат и другие дорогие материи. Тогда женщины прибегли к уловке, они накрывались сверху длинной накидкой в виде плаща, под которой прятали изысканные наряды.
Во многих других городах были приняты подобные меры не только по отношению к куртизанкам, но и к женщинам всех сословий. Это связано не с моралью того времени, а с желанием избежать ненужных расходов на излишества, так называемую непродуктивную трату денег, причиняющую вред всему обществу. В 1558 году в городе Pistoia выходит подобный указ, поскольку желание иметь роскошные наряды привело к тому, что девушки из хороших семей перестали выходить замуж, т. к. их семьи не в состоянии были гарантировать приданное с дорогим гардеробом. Нередко, отцы и братья девушек на выданье, чтобы обеспечить им мужа, приходили в разорение.
Одежда "честных" куртизанок настолько схожа с нарядами дам высшего общества, что, порой трудно определить на глаз, кто есть кто. Поэтому во Флоренции был заново введён в действие средневековый закон, обязывающий куртизанок использовать опознавательные знаки, закон распространялся также на евреев и прокажённых. В 1546 году Cosimo I приказывает проституткам покрывать лицо жёлтой вуалью или прикреплять к одежде (на видном месте) жёлтый бант, шириной в палец. В 1562 году вуаль заменяется беретом.
В 1535 году в Венеции выходит закон, обязывающий всех граждан вести более скромный образ жизни. Был опубликован перечень разрешаемых драгоценностей: чепцы из золотых или серебряных нитей, ценой не выше 10 ducati; кольца; только одна нить жемчуга, по дозволению венецианских властей, не дороже 200 ducati - позволено носить только на шее; одна золотая цепочка или rosario, не дороже 40 ducati. Выше перечисленные драгоценности уже сами по себе являются целым капиталом, поэтому можно только предпологать, какими богатствами владели жители Венеции того периода.
Один английский путешественник, проездом в Венеции, описывает замужних женщин, увиденных в городе. Он пишет, что платья дам спереди и сзади, укреплены китовым усом. Светлые волосы венецианок уложены толстыми косами поверх головы в виде своеобразных рогов, без какой-либо поддержки, сзади, на плечи спадает чёрная вуаль, не закрывающая ни волос, ни плеч, ни грудей, которые открыты почти до живота. Женщины кажутся выше мужчин, т. к. носят обувь на очень высокой платформе (50 см.), поэтому рядом с госпожой идут две служанки, на одну дама опирается при ходьбе, другая несёт её шлейф. Нетвёрдой походкой передвигаются молодые и пожилые дамы, показывая обнажённую грудь всем встречным.
Затем приходит новая мода, от которой без ума многие женщины, как куртизанки, так и дамы благородных семей, а также служительницы церкви. Эта мода состоит в ношении мужской одежды, поэтому не трудно догадаться, что такая вольность сразу же была запрещена местными властями и церковью. Правда, венецианские куртизанки пустили слух, что в мужскую одежду облачались только те, у кого не хватало денег на роскошные женские туалеты.
Куртизанки низшего ранга, конечно, не носили таких дорогих нарядов, но и они использовали шёлковые ткани, золотые браслеты, серебряные цепи и тонкие шёлковые чулки.
Утренние занятия
Вымывшись, накрасившись, причесавшись и одевшись, куртизанка, наконец, начинает свой продолжительный рабочий день. Чаще всего она совершает прогулку по улицам города в сопровождении поклонников, которые, пытаясь предугадать её желания, задаривают красавицу подарками.
Во время праздников некоторые куртизанки, всё с той же свитой, наведываются в церковь, вызывая тем самым протесты местного населения и городских властей.
Находясь в храме, они продолжают вести себя, как ни в чём, ни бывало, обниматься, хихикать с кавалерами, выкрикивать непристойности и употреблять неуместные жесты, будто бы это не церковь, а карнавальное шествие.
В Венеции, например, проститутки не могли посещать церкви и другие святые места, по крайней мере, во время религиозных церемоний и процессий.
Но не все куртизанки вели себя подобным образом, некоторые из них скромно молились в церкви, в сторонке от честных женщин, говели по субботам, и заканчивали свой день молитвой.
Вторая половина дня
Обедала куртизанка, обычно, в одиночестве или в тесном семейном кругу. Как правило, обед был скромным и быстрым. Затем наступало время визитов, в этом случае, женщина сама навещала кого-либо из знатных вельмож, хотя гораздо чаще принимала у себя в доме. Позиция гостей меняется, в зависимости от положения куртизанки в высшем обществе.
Некоторые из них притягивали больше молодёжь, тогда в их доме можно было часто увидеть молодых людей, другие же интересовали пожилых любовников, в этом случае именно они были вхожи в её дом. Существовали куртизанки на любой вкус, для служащих папской канцелярии, для негоциантов, для военных и т. д.
Только салоны знаменитых куртизанок, таких как Imperia, Madrema-non-vuole, Tullia, d'Aragona, Gaspara Stampa, Veronica Franco и некоторых других, посещали известные артисты, поэты, представители местной власти и иностранные вельможи. За исключением важных гостей, которых куртизанка принимала в отдельном boudoir, все остальные приглашались в общий салон.
Madrema-non-vuole любила восседать на высоком троне, усадив присутствующих на мягкие подушки у своих ног. Гости располагались вперемешку с куртизанками, которые периодически меняли места, улыбаясь и раздаривая многообещающие взгляды и поцелуи. Чтобы вызвать ревность у своих поклонников, хозяйка дома нередко удалялась на короткое время с одним из гостей в свою спальню.
В высших салонах много говорилось о литературе, поэзии и искусстве. Сама Imperia читала книги на латинском языке и сочиняла стихи. Madrema-non-vuole настолько владела искусством общения, что её сравнивали с Cicerone, она знала наизусть всего Petrarca и Boccaccio и огромное количество стихов на латыни. Gaspara Stampa и Veronica Franco были признаны в Венеции талантливыми поэтессами. Посетители таких салонов оставили упоминания о куртизанках в своих литературных трудах.
Ночные развлечения
В период эпохи Возрождения существовало довольно мало общественных публичных развлечений, обычно это были карнавальные или религиозные процессии, иногда праздники в честь высоких гостей. Молодые и образованные люди не имели большого желания проводить тоскливые вечера в семейном кругу с жёнами, не умевшими связать двух слов.
Такая монотонность становится настоящей манной для куртизанок, их салоны полны желающих повеселиться. После ужина, обычно устраивались игры или танцы, не всегда невинные, подтверждением тому являются некоторые венецианские указы, запрещающие подобные развлечения.
Азартные игры были настоящей страстью, как среди бедного населения, так и у высших сословий. Большой популярностью пользовались игра в шахматы и в карты, иногда поединки между игроками длились сутками. Нередко куртизанки умело управляли ходом азартных игр, надувая своих гостей и бессовестно вытягивая у них деньги. В 1540 году в доме двух римских куртизанок был открыт подпольный игорный дом, который посещали видные вельможи и даже знатные женщины.
Ужин в доме куртизанки, как правило, оплачивали её любовники, он состоял из пяти блюд, но иногда доходил до двадцати. На стол подавались дорогие вина, разные сорта дикорастущего и огородного салата, огромное количество дичи. По этому случаю был даже запрещён отстрел фазанов и других диких птиц, но как часто бывает, закон остался только на бумаге. В Венеции запрещалось употребление: куропаток, фазанов, павлинов, голубей, диких петухов, устриц, грибов шампиньонов и марципаны.
За ужином, играми и танцами вечер затягивался. Когда все гости начинали расходиться, но день куртизанка не закончивался на этом, ей ещё было нужно удовлетворить желание любовника или того, кому она обещала провести в её объятьях ночь любви.
Искусство "вытягивать" деньги
Обожатели, посещавшие дом куртизанки являлись для неё очень важным денежным источником, но ещё больший доход приносили так называемые аккредитованные любовники или претенденты на этот титул. Для вытягивания денег куртизанки прибегали к самым различным трюкам. Вот некоторые из них.
Куртизанка каждую ночь под предлогом бессонницы выходила из спальни, оставляя ревнивого любовника в одиночестве. Затем она, при содействии помощников, закупила куропаток и фазанов, и в один прекрасный день во время обеда вместе со своим покровителем, вдруг появлялся подставной посыльный с дарами от испанского посла (фазаны и куропатки). Куртизанка начинала отказываться от непрошеных подарков, посыльный настаивал на своём. Любовник сгорал от ревности.
Затем во время ужина в дверях появлялись молодые люди со шпагами (сообщники хозяйки дома) и, объясняясь на ломаном испанском языке, объявляли о том, что сам испанский посол прибудет с визитом. Они требовали открыть ворота. Куртизанка умоляла оставить её в покое, клянясь в вечной любви к своему любовнику, присутствующему при всей этой комедии. Непрошеные гости грозились убить счастливого обладателя верной и любящей женщины. В душе любовника ревность смешивалась со страхом и радостью, что его предпочли самому испанскому послу. Результат спектакля - любовник удваивал свои ежедневные приношения.
Другой классический пример состоял в том, что куртизанка начинала притворяться больной. В присутствии своего покровителя она как бы теряла аппетит, её тошнило, появлялись головокружения, когда же оставалась одна, то ела за двоих. Наконец мать куртизанки "обнаруживала", что молодая женщина беременная, подкупной доктор подтверждал диагноз. Счастливый любовник, давно мечтавший о ребёнке, начинал подыскивать крёстных, кормилицу и всё необходимое для новорожденного. Будущий отец сам кормит любовницу с ложечки, помогает садиться и вставать, засыпает подарками. Так продолжается до сих пор, пока куртизанка не решит заканчить комедию, тогда она притворяется упавшей, и бедному любовнику приносят в банке с тёплой водой эмбрион ягнёнка.
Куртизанки с лёгкостью обчищают до нитки молодых людей, которые нередко попадают из-за долгов в тюрьму, а старые импотенты согласны оплачивать бесконечные ужины и банкеты, удовольствовавшись только лёгкими ласками жриц любви.
Жертвами куртизанок были не только их поклонники и покровители, но и местные артельщики и коммерсанты, особенно, если не состояли в заговоре с проститутками и не обманывали в свою очередь нерадивых любовников.
Венерические болезни
Одной из самых опасных венерических болезней того времени был сифилис, который всего за несколько лет распространился по всей Европе, не разбирая между низшими и высшими сословиями. Проституция ещё больше содействовала данному явлению. В Италии это заболевание называли французской болезнью - mal francese, а в Испании и Франции, неаполитанской болезнью - mal napoletano.
Первые очаги сифилиса появляются в Неаполе в 1495 году, после прибытия туда французской армии. Симптомы неизвестной тогда болезни напоминают чуму, это способствует ещё большей неразберихе, с конца XV века по начало XVI века сифилис уносит с собой бесчисленные жертвы.
Первыми жертвами сифилиса становятся куртизанки, они же главные распространители опасной болезни. В отличие от больных из состоятельных уважаемых семей, имеющих возможность прибегнуть к лечению знаменитых врачей или просто оставить высший свет, скрывшись от посторонних глаз в своих шикарных дворцах, проститутки приговорены к тяжёлым физическим и моральным страданиям. Заболевшие куртизанки полностью исключены из общественной жизни, они обречены на потерю всех клиентов и полное разорение.
В связи с широкими масштабами заболевания, благодаря пожертвованиям и милосердию городских властей и богатых членов общества, открываются первые приюты для больных сифилисом. Так, в 1522 году в Венеции, под началом двух дам из высшего общества и поддержке Доже открывается Госпиталь для неизлечимо больных - l'Ospedale degli Incurabili, на 80 мест. Это, конечно, капля в море, поэтому огромное количество больных можно увидеть по всему городу, на обочинах дорог, на ступенях церквей.
Прежде чем опуститься до такого состояния, куртизанки пытаются всячески замаскировать свою болезнь, чтобы продолжать прибыльное ремесло. Не имея возможности обратиться к врачам, нередко эти женщины прибегают к помощи всевозможных шарлатанов, предлагающих "чудодейственные" средства против болезни. В первую очередь это дорогие ароматические эссенции, смягчающие запах болезни (нарывы, гной и т. д.), но не имеющие никакого отношения к лечению сифилиса.
Большой популярностью среди куртизанок пользуются моющие средства на основе ртути. Но поскольку дозировка ртути подобрана на глаз, без медицинского контроля, то подобные шампуни приносили больше вреда, чем пользы, не говоря уже об их дороговизне. В связи с бесконтрольным применением ртути, устранявшей первичные признаки болезни, нередко появлялись нежелательные побочные явления, такие, как выпадание волос и зубов.
Некоторым куртизанкам, употребляющим дорогостоящее лекарство, привезённое из Америки в 1515 - 1520 гг., удаётся избежать подобной участи. Это отвар так называемого святого дерева, крестики из этой древесины продают, как чудодейственные. В 1530 году болезнь начинает идти на спад, хотя куртизанки долго ещё будут мучаться в страданиях, по-прежнему обманутые шарлатанами и импровизированными врачами.
Куртизанки и религия
Куртизанкам не дозволялось находиться в церкви вместе с дамами из приличных семей, для проституток были отведены отдельные места, а, начиная с XVI века, устраивались отдельные богослужения.
В начале XVI века открывается монастырь Santa Caterina di Cordai, куда отправляли, иногда насильно, дочерей куртизанок в возрасте от восьми до двенадцати лет, там им в течение семи лет преподавалось христианское учение. Затем девушки могли выйти замуж или стать монахинями, необходимо отметить, что приданное для тех, кто решал посвятить себя церкви, было в два раза больше, чем для желающих выйти замуж.
Не забыты и сами куртизанки, чтобы обратить их в христианство был также открыт монастырь, но поскольку проституток, желающих не так уж и много, то монастырь начинает принимать, новобрачных жён, которым разрешено по какой-либо причине оставить своих мужей. В 1563 году Папа Pio IV открывает другой монастырь, для тех же куртизанок, обратившихся в католическую веру. Они могли находиться там, до тех пор, пока не выходили замуж или принимали обет монахинь.
В 1556 году среди куртизанок зарегистрировано 82 обращения в католичество, правда, многие женщины совершенно не собирались становиться монахинями, они предпочитали выйти поскорей замуж, часто это был только предлог, чтобы продолжить своё прежнее ремесло. Кто же женился на бывших куртизанках? Обычно это были бедняки, позарившиеся на приданное или заключённые, которые по древнему обычаю, получали полную свободу, женившись на куртизанке.
Нередко, родители отправляли дочерей в монастырь, чтобы сохранить наследство для сына или собрать богатое приданое для старшей дочери. Такие девушки входили туда без желания и были очень далеки от Бога. И если добавить куртизанок, ставших монахинями, но не забывших свою предыдущую деятельность, то можно только представить, что иногда творилось в этих святых местах.
Но, как все знают, рыба тухнет с головы, так что церковная иерархия, сама была не без греха и зачастую подавала отрицательные примеры, о чём свидетельствуют события в Венеции, а точнее в монастыре delle Convertite, описание которых дошло до наших дней в письме от 1551 года.
В письме говориться, что духовник монастыря, в течение 19 лет удовлетворял свои сексуальные потребности с монахинями, число которых составляло 400, почти все они были красивыми и молодыми девушками. Узнав на исповеди тайные желания, мысли и греховные побуждения, он наказывал и подчинял своей воле всех находящихся там монахинь. Если какая-либо девушка беременела, он лично заботился о том, чтобы был сделан аборт и уничтожен фрукт греховной любви. Летом священник заставлял самых красивых монахинь раздеваться до гола и мыться в его присутствии. Помимо этого, он присваивал все церковные деньги. После доносов, сбежавших монахинь, духовник был разоблачён и приговорён к сметной казни. Ему отрубили голову, а труп сожгли.
Куртизанки в Риме
После того, как Medici в 1494 году были высланы из Флоренции, благодаря меценатству Папы Alessandro VI Borgia и его последователям Папы Giulio II (1503 - 1513) и Папы Leone X (1513 - 1521), Рим становится самым блистательным центром итальянского периода эпохи Возрождения.
В Вечный город стремятся не только художники и скульпторы того времени, такие как Michelangelo, Raffaello и на некоторое время Leonardo da Vinci, но и многочисленные персонажи со всего полуострова, в погоне за блеском римской жизни. Среди них интеллектуалы со всей Европы, аристократы и мещане из провинции, жаждущие славы, развлечений и зрелищ.
Каждый кардинал, и особенно, каждый Папа, сразу же после своего избрания, приводил следом целую толпу родственников и прислужников, живших исключительно за счёт своего господина. Папа Leone X, по свидетельствам того времени, побил все рекорды, он окружил себя "семейством", состоящим из 700 человек.
В связи с этим в Риме мужское население намного превосходит женское и составляет около 60% от общего количества горожан. В Риме проживает много неженатых мужчин, среди которых, представители аристократии, дорогой ценой купившие важные посты в папской канцелярии. Здесь находятся коммерсанты и банкиры, связанные с той же канцелярией, поставщики для папской армии, которые, если и были женаты, то держали своих жён на очень далёком расстоянии. Если добавить, художников, артистов, военных, всевозможных посланников и послов, то картина становится ещё более полной.
Естественно, что всё это способствовало быстрому распространению проституции. Уже в 1490 году в Риме промышляло около 6800 куртизанок, не считая сожительниц и проституток из подпольных публичных домов. Согласно переписи населения, проведённой в 1526 году в Вечном городе на 55035 жителей насчитывалось 4900 куртизанок. Опираясь на эти данные, можно предположить, что 10% населения города занималось этим ремеслом.
Таким образом, Рим в период эпохи Возрождения являлся не только столицей христианского мира, но и столицей проституции. Перепись населения города в 1490 году была произведена в связи с распущенным образом жизни священников и служащих папской канцелярии, поскольку, редко кто из них не имел в своём доме куртизанку или сожительницу.
С середины XVI века религиозные власти решили возобновить доброе имя города и вернуть ему звание столицы христианства. Поэтому, в 1549 году выходит закон, запрещающий проституткам проживать в определённых кварталах, в 1556 году новое постановление, запрещающее римским куртизанкам посещение церкви в присутствии честных горожанок. Проститутки не могут больше подъезжать к церкви в коляске и слушать молебен в мужском обществе. Нередко куртизанки, благодаря связям в высших церковных кругах, с лёгкостью обходили все эти запреты.
С приходом Папы Pio V законы становятся ещё строже, ежедневно из города высылаются всё новые и новые куртизанки. Горожане начинают протестовать, тогда, идя навстречу населению, Папа разрешает, оставшимся проституткам расположиться на окраине города, вдали от богатых кварталов.
В любом случае гонения на куртизанок на этом не заканчиваются, новый Папа Sisto V продолжает дело своего предшественника. Он приказывает римским проституткам перебраться в специально отведённый для них квартал, но поскольку число куртизанок насчитывает около 15000, то для всех не хватает места. В 1566 году многие кредиторы проституток терпят банкротство, цены на жильё подскакивают вверх. В декабре 1585 года банк Gostardi-Ceuli объявляет свою несостоятельность. Gostardi-Ceuli администрировал деньги многих римских куртизанок, вынужденные покинуть город, они изъяли свои вложения, нанеся тем самым непоправимый удар банку.
Несмотря на то, что куртизанки были изолированы в гетто, несмотря на все указы и запреты, проституция в Риме продолжала процветать, хотя и в более скрытой форме. Во время Великого Юбилея 1600 года папские законы выполняются с большей строгостью и рвением, но затем всё опять встаёт на свои места.
Куртизанки в Венеции
Для Венеции периода эпохи Возрождения, проституция не является новинкой. Венецианская Республика утопает в роскоши, что, несомненно, притягивает к ней куртизанок всех сословий, начиная от самых низких, до высокообразованных особ, которые, также как и в Риме, открывают здесь свои знаменитые салоны. Их с удовольствием посещает не только местная знать, но и путешественники, прибывшие полюбоваться на этот неповторимый город.
Мужское население Венеции намного превосходит женское. Причём знатные дамы не участвуют в культурной жизни города, и только изредка сопровождают своих мужей во время торжественных церемоний и праздников, когда Сенат разрешал им предстать перед обществом во всей красе, обычно, подобные наряды были запрещены.
В 1498 году, после 150-летнего принудительного проживания в специально отведённом для них квартале Castelletto (недалеко от Rialto), проститутки, наконец, могут свободно передвигаться по городу. В XVI веке их количество, так же как и в Риме, составляет 10 % от общего числа населения. Один венецианец, возвратясь на родину, после долгого проживания за границей, изрекает: "Венеция стала настоящим борделем".
Но, по сравнению с Римом, Венеция отличалась независимостью и более свободными взглядами. Даже инквизиторы, выбранные городским Сенатом, старались, скорее, укрощать, чем поощрять строгость представителей Римской католической церкви. Естественно, что существование куртизанок в Венеции было намного спокойнее, чем где-либо в другом месте.
Но это совсем не означало, что венецианские владыки не заботились о публичной морали, просто они старались держать это явление под контролем, не злоупотребляя предоставленной властью, не приравнивая куртизанок к всеобщему злу и греху. Венецианские власти пытались оградить куртизанок от заядлых обманщиков и сутенёров, поэтому в начале XVI века все посредники проституток и руфьяны, обязаны были носить одежду жёлтого цвета для всеобщего опознания. В 1518 году издаётся декрет об их выдворении из города в течение трёх дней.
Наказывались все паразиты, наживавшиеся на проститутках и пойманные с поличным. Так, в 1502 году, мужу одной дамы, аккуратно записывающему ежедневные доходы от деятельности своей жены, прикрепили огромные рога, затем он был посажен на осла, одет в жёлтое платье и отправлен в таком виде по городу. Другого усердного гражданина в 1559 году приговорили к крупному денежному штрафу и тюремному заключению, за то, что предложил проезжим путешественниками услуги молодых куртизанок, одна из которых была больна сифилисом.
Из этого нельзя заключить, что Сенат Венецианской Республики способствовал куртизанкам, он только всесторонне препятствовал использованию проституции третьими лицами, наказывал подстрекание к проституции, в любой форме, особенно детской. Для большей наглядности, всем, кто имел какое-либо отношение к проституции, запрещалось иметь несовершеннолетнюю прислугу. Родители или родственники, продававшие своих детей для обучения древней профессии, жестоко наказывались, их поведение приравнивалось к групповому изнасилованию. Молодая жертва получала от властей приданное, в соответствии со своим рангом или с уровнем положения виновника.
Венецианским куртизанкам было запрещено проживать во дворцах, расположенных на Canal Grande и посещать религиозные церемонии. Проституткам, так же как и в Риме, запрещалось иметь какие-либо отношения с евреями, мусульманами и всеми неверными. Так, в 1507 году, трёх женщин побили плётками на публичной площади за то, что они переспали с турками. Но, несмотря на выше перечисленные факты, жизнь венецианских куртизанок была несомненно легче, чем у их римских коллег. И хотя проституткам приходилось часто прибегать к всевозможным хитростиям и уловкам, в целом в лагуне царила атмосфера терпимости.
Венеция периода эпохи Возрождения, в сравнении с другими итальянскими городами, являлась своеобразной Землёй Обетованной. Даже французские дамы из высшего света мечтали о ней.