Вчера смотрел по телевизору церемонию вручения кинонаград MTV 2007. Изучив список номинантов, в котором фигурируют такие шедевры отстоя как Волкодав, Поцелуй бабочки и Жара, я было подумал, что это юмористическая церемония - нечто вроде Серебряная галоша или Золотая малина. Но потом увидел в списке фильм Сволочи и понял, что тут всё серьёзно.
Тут надо коротенько остановиться на фильме Сволочи. В основу сценария художественного фильма Сволочи положена заведомая ложь о том, как во время войны НКВД отлавливал подростков из числа малолетних преступников, готовил из них диверсантов и забрасывал в немецкий тыл на верную смерть.
Ложь эту придумал сценарист Кунин, каковой изначально утверждал, что лично он, Кунин, был в таком лагере, что лично из него, Кунина, советская власть готовила убийцу, и что лично он, Кунин, заброшенный в немецкий тыл, отважно выполнил задание, чудом выжил и чудом же вернулся обратно.
Режиссёр фильма Атанесян авторитетно заявил: раз сценарист Кунин так говорит – значит, так оно и было. Актёр Краско тоже твёрдо заявил, что верит сценаристу Кунину. Актёр Панин ничего не заявил – ему всё равно где сниматься, лишь бы деньги платили.
Как только гениальные сценарные задумки были озвучены, матёрому убийце Кунину и его друзьям подробно разъяснили, что ничего подобного в родной стране никогда не было.
Центр общественных связей ФСБ России сообщает, что в архивах ФСБ России и Комитета национальной безопасности Республики Казахстан каких-либо материалов, подтверждающих существование в системе органов НКВД-НКГБ такого рода «детских диверсионных школ», аналогичных описанной в повести «Сволочи», не имеется. Архивных документов о спецоперациях по заброске диверсионных групп из числа подростков советскими органами госбезопасности в тыл противника в годы Великой Отечественной войны нет.
В то же время, ФСБ России располагает документальными материалами о практике использования детей в диверсионных целях спецслужбами фашистской Германии. В ФСБ России хранятся документы о немецкой школе по подготовке диверсантов из подростков, организованной Абверкомандой-203 в июле 1943 года в населенном пункте Гемфурт возле города Кассель (Германия). Согласно архивным материалам, для обучения в школе сотрудники абвера производили вербовку детей, находившихся на оккупированной территории в детских домах в городах Орша и Смоленск.
То есть на самом деле всё было так: диверсантов из советских детей готовил немецкий Абвер. Наших детей засылали к нам – немецкие фашисты, напавшие на нас с целью зачистки «жизненного пространства» от русских. А русские своих детей из немецких лагерей выручали и переправляли на родину, спасая от фашистов.
Но сценаристу Кунину хочется, чтобы всё было наоборот! Чтобы это русские скоты убивали своих собственных детей. Чтобы русские скоты выглядели в сто раз гаже и отвратительнее фашистов. Такова задача настоящего отечественного творца. И что с того, что на самом деле такого не было? Не было – зато могло быть!!!
А режиссёр Атанесян бросается эту блевотину снимать – как же, такой сюжет! Гениальное начинание поддержал фонд детского кино имени Ролана Быкова (хорошо, Ролан Быков этого не видел). И масса дураков из числа зрителей категорически согласна со всеми этими гражданами.
А скажи дураку: давай-ка заснимем фильм о том, что твоя мать – грязная плечевая шлюха, подрабатывавшая минетами на стоянках грузовиков? Что с того, что ты считаешь свою мать приличной женщиной? Она вполне могла быть шлюхой, ты просто не в курсе. Ну и сам ты, как подобает дураку, не от своего папаши народился, а от одного из пьяных водил, которых у неё в ту ночь было трое – именно поэтому ты такой. Ну а когда дурак начнёт орать, что его мать – честная женщина, ему надо строго сказать: ты эта, дурак, давай уже оценивай фильм по художественным достоинствам, а не про свою мамашу тут визжи. Художественные достоинства фильма – несомненны, а кто твоя мамаша – всем из фильма понятно.
Тем не менее, деньги в количестве 700.000 долларов на съёмку этих идеологических помоев немедленно выдало государство. Министр культуры Швыдкой заявил, что «художник имеет право на вымысел». Это, несомненно, прекрасно. Непонятно только, с какого перепугу художник имеет право испражняться на голову согражданам – за деньги этих граждан, уплаченные в виде налогов и пошедших на съёмки фильма Сволочи.
И всё шло прекрасно, как вдруг бывалый сценарист Кунин подвёл творческий коллектив и доверчивого актёра Краско: после публикации письма из ФСБ он немедленно заявил, что написанный им сугубо автобиографический роман – на самом деле роман полуфантастический. Внезапно оказалось, что никакого диверсанта в лагерях НКВД из Кунина никто не готовил. И убийцу из Кунина в лагерях НКВД тоже никто не готовил. И лагерей НКВД тоже не оказалось. И сам Кунин, оказывается, не Кунин, а Фейнберг.
Не сказал псевдо-Кунин только об одном: где из него подготовили такого бесстыжего брехуна? Но это уже никому не интересно – даже актёру Панину, он деньги давно получил.
Швыдкой же, не моргнув, сообщил о том, что фильм очень патриотический, и свою патриотическую задачу выполняет прекрасно. Непросто понять, что вообще полагает за патриотизм гражданин Швыдкой. Совершенно очевидно, что это не совсем то, что принято называть патриотизмом у нормальных людей. Какие задачи выполняет фильм – стало понятно позже.
Режиссёр Атанесян, узнав о том, что «основанный на реальных событиях» сценарий псевдо-Кунина – голимая брехня, как подобает настоящему творцу, тут же сообщил публике, что вообще ни о чём не знал, ничего не подозревал и вообще практически не при делах. Дескать, он очень сильно доверился Кунину, а тот оказался Фейнбергом и его, Атанесяна, кинул. После чего заявил, что не собирается выдвигать картину на какие бы то ни было фестивали и конкурсы: дескать, картина настолько непростая, что только время рассудит.
Сам же фильм получился просто никакой. В смысле – типичное отечественное кино постперестроечного разлива: гнилой сюжет, дрянные актёрские работы, убогие потуги на спецэффекты, добротный антисемитский дух. Смотреть, как и в большинстве шедевров последнего времени, просто не на что – всё ясно с первых десяти минут. Конкурентом этого шедевра может быть только мега-отстойный Волкодав, с которым, собственно, и шло жестокое состязание.
Но пока время рассуждало, российских школьников в приказном порядке погнали на просмотр фильма Сволочи. Ну, чтобы выполнять задачи как следует. Странно, другие фильмы детям принудительно смотреть не надо, а этот – обязательно, причём всем классом. Надо понимать, это образчик Высокого Искусства, развивает тягу к Прекрасному. Должны же наши дети знать отечественную историю? Вот, теперь они знают: случись чего, их схватят и пошлют на верную смерть.
Недавно сообщили, что фильм Сволочи будет первым отечественным фильмом, который выпустят в формате High Definition. Что тут скажешь? Очевидно, в родной стране ничего более достойного отродясь не снимали, если вот это добро даже Сталкера обскакало. А несколько позже выяснилось, что вопреки заветам режиссёра Атанесяна, фильм Сволочи выдвинут на участие в церемонии награждения на MTV.
Ради интереса глянул – что там и как. Интересно же, что у нас вообще подпадает под категорию «кино» и тем более – заслуживает наград. В номинациях, как уже говорил выше, оказались прописаны и другие шедевры: Волкодав, Поцелуй бабочки и Жара. Судя по всему, все эти сокровища оказались в номинантах по выбору достойных зрителей. Стало интересно, кто же победит в жестокой схватке за звание лучшего?
По ходу церемонии больше всех запомнился Серёжа Зверев, который вылез на сцену и немедленно выругался в прямом эфире матом. MTV – программа для подростков, восемь часов вечера, всё нормально. Собравшиеся в зале слова небритой Мальвины восприняли благодушно – необычно выступил, интересно. Потом Зверев целовал свой портрет, где был изображён голым, при этом пытался обхватить портрет ногой. Потом нёс ещё какую-то ахинею, потом всё-таки слез со сцены.
Вручать награду за лучший фильм вышел Владимир Меньшов – весьма толковый режиссёр и актёр, лауреат «Оскара». Открыв конверт и прочитав название фильма-победителя (это оказался – сюрприз! – фильм Сволочи), режиссёр Меньшов сказал, что не собирается вручать награду фильму, который позорит его страну. После чего бросил конверт на пол и ушёл. Многие зрители потянулись прочь из зала.
Что тут можно сказать? Нормальный поступок нормального человека. Абсолютно ненормальный для актёра и режиссёра, как станет очевидно из дальнейшего. А для нормального человека – нормальный. Вот режиссёр Меньшов – нормальный, порядочный человек.
На моей памяти это вообще первый случай, когда представитель нашей творческой элиты не побоялся публично (что важно) назвать вещи своими именами. И совершенно прав в том, что не следует вообще привлекать внимание к идеологическим помоям. Тем более – не следует «давать премии».
Какова нормальная реакция нормальных людей на подобное? Встать да уйти. Но нашим «творцам» - хоть в уши ссы. Не успела в зале повиснуть тишина, как ведущий Ургант бодро объявил, что приз достался фильму Сволочи, и на сцену ломанулись радостные «актёры» - исполнители ролей умученных кровавой гэбнёй детишек. Следом за ними вприпрыжку мчался режиссёр Атанесян. Не то ему время уже показало, что он слепил шедевр, не то ему сразу всё ясно было. Получив вожделенную премию, Атанесян разразился речью.
Путаясь в показаниях, режиссёр Атанесян сообщил, что он снимал не документальный фильм, хотя по его же словам события перестали быть для него «реальными» только в день премьеры. До этого он снимал жестокую правду. Потом сказал, что на самом деле его фильм не что иное, как метафора и предупреждение. Мы, сказал Атанесян, не хотим, чтобы сегодня с нашими детьми случилось то же самое.
Надо понимать, его дети – уголовники и убийцы, на совести которых - смерть сотрудников правоохранительных органов. Детей Атанесяна вот-вот изловит кровавый режим Путина и начнёт готовить для заброски в Грузию. Стало ясно – какие патриотические задачи Швыдкого и для кого именно столь успешно выполняет фильм Сволочи на деньги налогоплательщиков.
Режиссёр Атанесян лучше бы задумался: что будут думать русские про него, Атанесяна, и про его товарища Фейнберга – после того, как посмотрят их творение? Дружбы народов у нас, как известно, больше нет. И прежде чем снимать подобное – лучше бы крепко подумать, что ты сеешь и чего добиться хочешь.
Кстати, в произошедшем есть сугубо положительная сторона. Отношение к поступку режиссёра Меньшова как лакмусовая бумажка позволяет выявить среди окружающих моральных уродов и дешёвых козлов из числа поклонников очередных "несогласных".
Одно непонятно: зачем режиссёр Меньшов на эту церемонию вообще пошёл?
И что там делал Иосиф Кобзон?