Воистину не стоит удивляться никаким причудам и странностям людей, живших в эпохи, отделённые от нашей веками и тысячелетиями. Предки были во многом не похожи на нас; это объясняется прежде всего их верованиями и убеждениями, совершенно чуждыми нашему времени. Кстати, именно потому к ним нельзя применять и правила нашей морали.
Понятия «хорошо» и «плохо» в древних цивилизациях весьма отличались от нынешних. Скажем, ещё несколько столетий назад в разных концах мира считалось нормальным убивать или, по крайней мере, отводить в безлюдную местность и оставлять там престарелых родителей.
И старики нисколько не протестовали: как же, ведь они больше не могут охотиться или возделывать землю, а значит, не имеют права жить!..
В западноевропейских семьях было нормой отправлять младшего сына или дочь в монастырь, обычно против их воли: это делалось для того, чтобы возникало меньше споров о наследстве или о приданом.
С целью предотвратить нежелательные браки и появление детей, нарушающих «чистоту династии», в монахини постригали почти всех московских царевен (за редким исключением).
А при дворе османских султанов, дабы предотвратить возможные стычки в борьбе за престол, поступали ещё проще: самый решительный сын при первой возможности убивал всех своих братьев!..
Диковинным и совершенно аморальным представляется нам обычай кровосмесительного брака между ближайшими родственниками – инцеста.
А между тем он был весьма распространён в доантичную эпоху на Востоке и в более позднее время на Американском континенте до его открытия европейцами.
На родных сёстрах женились и фараоны древнего Египта, и правители государства инков Тауантинсуйю.
Объяснялось это просто: монархи – потомки богов по прямой линии, их кровь священна и не должна смешиваться с обычной человеческой кровью.
Результатом подчас бывали уродства и психические заболевания у детей и внуков.
Но зачем далеко ходить?
Поскольку за последние 500-600 лет все монархические династии Европы основательно и по нескольку раз перемешались между собой, в них начали появляться признаки генетического вырождения.
Один из ярчайших примеров – гемофилия, страшная болезнь крови у цесаревича Алексея, сына последнего российского императора Николая ІІ.
Кстати, Первая мировая война была, по сути, дракой между ближайшими родичами: царь Николай и кайзер Вильгельм приходились друг другу кузенами!..
Впрочем, члены царствующих домов Египта подчас заключали такие союзы, что даже у привычных ко всему историков голова идёт кругом.
Скажем, знаменитый полководец и строитель времён Среднего царства фараон Рамсес ІІ (1317-1251 гг. до н. э.), имевший большой гарем, взял в жёны четырёх своих подросших дочерей.
А у другого «Великого Дома» (именно так переводится титул «пер-о», по-гречески «фараон»), Аменхотепа IV (правил в 1419-ок. 1400 г. до н. э.), сложились вообще поразительные семейно-брачные связи.
Согласно новейшим исследованиям, этот монарх поддерживал сексуальные отношения со своей матерью, царицей Тиу. Плодом их союза, возможно, стала принцесса Бекетатон.
Если это так, то Аменхотеп должен был сойтись с Тиу ещё при жизни своего отца, когда наследнику престола было лет 12-13, а его матери под 50!
Весьма возможно, что в первые годы брака молодой жене Аменхотепа пришлось делить мужа со свекровью.
И это тем более прискорбно, что женой Аменхотепа IV, позднее принявшего имя Эхнатон, была одна из красивейших женщин в истории человечества.
Родилась она в стране Митанни, была дочерью царя Тушратты и носила на родине имя Тадукипа, в Египте же от восхищённых её красотой подданных получила прозвище «Прекраснейшая идёт» – Нефертити…