2007 год. Северо-восток Камчатки
Прощальный круг вокруг тела покойника. Люди один раз обходят вокруг тела, лежащего на шкурах, при этом переступают через ноги покойника, пинают их, как бы отталкивая его из этого мира – с тем, чтобы он не задержался здесь и при этом издают звуки, похожие на рычание медведя, для того, чтобы умерший человек не мог позвать или захватить кого-нибудь из присутствующих с собой в дорогу. У изголовья стоит деревянное блюдо с сушеным мясом, его берет каждый, кто совершает круг – тогда умерший в верхнем мире не будет голодать
Тело девушки на оленьей шкуре выносят из дома, где она жила
Местные жители и родственники умершей девушки чукчанки собираются в дорогу на Шаманку ранним утром
Родственники и друзья умершей девушки чукчи садятся рядом с ее телом в первую тракторную телегу. Здесь разрешают остаться и мне.
Чукчи говорят, что за все время их не могли завоевать ни американцы, ни русские. Их победила только водка. Мухоморы – они считают меньшим злом по сравнению с водкой. Собирают по дороге на Шаманку. В дальнейшем сушат и используют как легкие наркотические вещетсва. Сами жители шутят – мухоморы это наши накротики. Иногда – случается – от передозировок люди в поселке умирают.
Подъем на Шаманку – место погребения чукчей – достаточно крутой и трактор вместе с грузовой телегой не в состоянии подняться наверх. Люди поднимаются на гору, идут через небольшое болото
Женщины сидят вокруг тела чукотской девушки, пьют чай, разговаривают, мужчины собирают и укладывают в костер дрова
Женщины сидят возле тела покойника, пьют чай, едят юколу – вяленую рыбу. В этот круг приглашают гостей. Гостем может стать и мужчина. Мужчины чаюют после того, как сложен костер
Чаевка возле покойника
Две женщины в виде воронов на костре совершают последние обрядовые действия – ножом, который вложен в ножны на поясе у покойника – разрезают живот девушки и кишечник, нож вставляют в ножны, снимают с пояса аркан, со своих рук и пояса – травяные повязки и
Это элемент обряда. До тех пор пока на костер не положат тело покойника – считается, что злой дух – «келе» может проникнуть в костер и помешать. Костровище оберегают сначала две женщины с травяными повязками на рукавах и на поясе – люди-вороны. Любой человек ставший на это место – становится вороном и защищает от духов это место. Он должен оставаться на месте и издавать звуки, которые издают вороны. Тогда для келе он будет только птицей, а не человеком.
Это был тяжелый день – сырой, с мелким липким дождем-туманом. Подложенная в костер наструганная щепа не загорелась с первого раза практически ни у кого. Люди вынуждены были возвращаться к костровищу и зажигать огонь заново.
Костер, две фигуры за пламенем. На чукотских похоронах есть люди, которые наблюдают за тем, как сгорает покойник и есть мужчины, которые следят за тем, чтобы костер равномерно. Их задача – подкладывать дрова и смотреть за тем, чтобы костер не обрушился.
На чукотских похоронах не принято грустить. Чтобы умершему человеку в верхнем мире – людей и оленей – было легко – на земле его провожают с весельем и играми. в этом случае берут золу из костра (но не из погребального, а из того, где кипятили воду для чая), измазывают ей себе руки – и начинаются погони. Задача нападающих – догнать и измазать лицо золой, убегающих – спрятать его или просто убежать.
Девочки с испачканными золой лицами
Женщина чукчанка, стоя на коленях, очищает лицо, испачканное золой из костра пучком травы
Борьба у костра
Борьба у костра
Один из последних ритуальных обрядов – при возвращении у входа в дом всех присутствовавших на погребении очищают водой – из ковшика каждому человеку дают сделать глоток, а затем поливают спину и голову.
http://www.gustaff.ru/post74399710/