Очевидна мысль, что тяжело исследовать самого себя. Сложно рассуждать про человечество, оставаясь при этом человеком. Полагаю, главным образом этой причиной объясняются заблуждения коммунизма и христианства. Реальное положение вещей оказывается слишком неприглядным, чтобы принять его за истину.
Но я всё же провожу границу между собой и остальным человечеством. Как я уже писал раньше, я считаю себя больной человеческой клеткой, которая порвала связь с Богом, и больше не выполняет его распоряжений. Поэтому, я надеюсь, что мои исследования людей будут более объективны, чем если бы люди пытались изучать сами себя.
Пожалуй, следует ввести новую дисциплину. Изучение языка называется филологией. Изучение недр земли называется геологией. Изучение человека я назову хуманологией. А сам я буду, соответственно, хуманологом.
Сегодняшнее небольшое исследование я посвящу такому распространённому человеческому предрассудку как честность. Кажется забавной мысль, что сейчас, на границе третьего тысячелетия, люди всё ещё верят в то, что нужно быть честными. Тем не менее это так.
Не буду разбирать доводы, которые люди приводят в защиту своего желания быть честными. Посмотрим лучше сразу на суть вопроса.
Начнём с того, что говорить правду в принципе невозможно. Правда, как известно, в ушах слушающего, а не в словах говорящего. И если мы скажем одно и то же двум разным людям, то один может услышать правду, а второй ложь. Например, Лена говорит двум своим друзьям: «завтра у меня свадьба». Первый слышит: «завтра Лена выходит замуж». Второй слышит: «завтра Лена приглашена к подруге на свадьбу». И как? Кому сказала Лена правду?
Продолжим. Неясно, почему мы должны всегда говорить правду. Например, нужно ли говорить смертельно больному человеку, что он смертельно болен? Нужно ли говорить знакомому, что ему изменяет жена? Нужно ли говорить подруге, что она потолстела и плохо выглядит? Очевидно, пользы от этого немного. Ещё пример. Вас поймали фашисты и спрашивают, где находится штаб. Тоже надо говорить правду? Таких «правдивых» партизаны вешали на деревьях.
А что делать с писателями? Они ведь тоже лгут, причём за деньги. Лгут актёры. Лгут политики. Лгут продавцы и покупатели. И у каждого найдётся веская причина в оправдание своей лжи.
Может быть, что-то не так в самом принципе правдивости? Действительно. Почему, вообще, мы решили, что лгать – нехорошо?
Как правило, в ответ на этот вопрос приводят историю про мальчика, который кричал «Волки, волки!». Дескать, единожды солгавши, кто тебе поверит. Но из этого анекдота можно сделать целых три вывода. Первый – «Не лги». Второй – «Не лги без особых причин». И третий – «Не попадайся». Почему мы должны ограничиваться «Не лги»?
Чтобы понять, зачем нужна честность, нужно сначала задуматься, а зачем нужна девственность. На этот вопрос современному человеку ответить проще. Девственность нужно сохранять для того, чтобы твой супруг был уверен, что у тебя нет венерических заболеваний, и дети будут именно от него. Эдакая упаковка на товаре.
Понимаете? Самой девушке девственность не нужна. Девственность нужна её покупателю.
То же самое и с честностью. Самому человеку честность – ни к чему. Его честность нужна хозяину. Чтобы раб добросовестно выполнял приказы и не пытался чего-нибудь спиздить. Всё. Больше ни для чего честность не нужна. Обратите внимание: про слуг говорят "честный малый". А кто хвастается тем, что у него "честный хозяин"? У хозяев другие достоинства.
Почему же люди так гордятся своей честностью? Хороший вопрос. А почему раньше девушки так гордились своей девственностью? Девушки гордились девственностью, потому что для молодого здорового организма – непростая задача её блюсти.
И сейчас люди гордятся своей честностью просто потому, что не так-то просто быть честным. Похожая логика у скопцов. «Я наношу себе увечье, следовательно, совершаю богоугодный поступок». Но это ущербная логика. У Бога не вырастают яйца оттого, что скопец отрезает свои.
И у врача не прибавляется счастья от того, что честный пациент называет его толстым лысым старикашкой.