Почему так сильно понятие "провинция" в России? Причина элементарная - уровень жизни, точнее доходов резко зависит от этого понятия. Причем в математическом смысле градиенты настолько большие, что возникают поговорки типа "за МКАДом жизни нет" и т.д.
Даже метро в Москве выглядит, как местная "провинция" - люди там позлее, победнее, а сталинский антураж и какая-то измученность, закопченость сочетающаяся с претензией на роскошь - всё это ужасно провинциально. Нет, конечно московское метро по сравнению с Нью Йоркским сабвеем - это просто как Большой Театр с уголком Дурова. И все же старые станции - это именно провинция в самом центре столицы.
Нью-Йоркский сабвей не выглядит провинцией. Тут свои метакультурные и исторические параллели... Он скорее выглядит, транспорт для перевозки рабов - негров, безработных, китайцев, мексиканцев. Кин-Дза-Дза. Куууу!... Средний класс впрочем тоже им пользуется. Но исторические ассоциации именно такие. Сабвей - чисто функционален. И этим отвратителен.
Московское метро - это храм для пассажиров. Но сталинское лицемерие "жить стало лучше, стало веселее" очень четко прописано в сочетании роскоши вестибюлей, переходов и исключительной унылости, мрачности, серости физиономий. Роскошь как-то придавливает, унижает, душит и плющит. От сочетания роскоши и нищеты не хочется улыбаться, хочется быть злым, угрюмым пролетариатом метро.
Но пролетариат непостроенного социализма совершенно другой - его как бы и не угнетают, но и не платят. Из-за этого ему приходится угнетать самого себя, доугнетать, то, что его недоугнетали. Отсюда эта мрачная человеческая метрополитеновская аура... И названо оно в честь тирана и убицы Ленина. Как это чудовищно, если вдуматься. Но вдумываться в такое нельзя... Этакий подземный мавзолей из дорогого мрамора. Усыпальница московских фараонов... Хочется поскорее выскочить на свежий воздух...
Киевское метро совсем другое по духу. И Питерское тоже. В них ослаблен этот едкий дух резкой "провинциальности" с центре города. Оно больше - часть архитектуры. Как там из фильма Брат: "Питер - красивый город, но провинция"... И нет такой напряженности, близости смерти, мавзолейности пантеона мертвых вождей... Нет такого резкого ощущения угрожающей столичной роскоши. Всё как-то более спокойно... Москва, кроваво-Красная Площадь, рубины кремлевских звезд и кирпич кремлевских стен - всё это где-то очень, очень далеко...