Зеркало


18+


24 июня, 2009

«Москва-Кассиопея»: сказка - ложь, а в ней намёк?

Начинаю препарировать ещё один великий фильм нашего советского детства - «Москва-Кассиопея» и его логическое продолжение - «Отроки во Вселенной» . В этом фильме удивляет буквально всё - нет, конечно же не футуристические корабли и не человекоподобные инопланетяне - этого добра в любой фантастике навалом. Что же?

Аспект №1. Вселенная или Кого играет Иннокентий Смоктуновский?

Пожалуй, сам факт появления в фантастическом фильме этого персонажа рождает массу вопросов. Ну, то, что Исполняющий Особые Обязанности, именуемый для краткости - ИОО обладает паранормальными способностями, никого не смущает. Он, помимо всего этого, изменяет реальность и направляет события в нужном лично ему (вернее, Кому-То) русле. Он владеет какими-то сверхъестественными каналами связи, разгуливает по всей Вселенной с письмами/телеграммами и постоянно подчёркивает, что выполняет чью-то неведомую никому Волю.

Первое, что приходит в голову, это открыть мифологический словарь и прочесть: «Гермес - вестник богов, покровитель путников и путешественников, проводник душ умерших. Гермес может переноситься с Олимпа в любой конец земли с помощью крылатых сандалий». То, что герой Иннокентия Смоктуновского одет в современный костюм и на его ботинках нету крыльев, ничего не меняет - каков мир, таковы и сандалии. На другой странице того же словаря читаем: «Архангел ​Гавриил несколько раз упоминается в Писании, как Небесный вестник, ​которого Бог посылает, чтобы возвестить людям Свои планы о спасении ​рода человеческого. Его назначение ​- раскрывать смысл пророческих видений и ход событий».

То есть из банальной фантастики фильм превращается даже не в сказку, но в миф. В данном случае - в миф о спасении некоей планеты от цивилизации роботов. Введение в пространство фильма персонажа ИОО не составляло никакой необходимости. Более того, это противоречит канонам заявленного жанра - в советской фантастике, в принципе, не может быть «волшебников» (в кино-анонсе герой Смоктуновского был назван именно так). Так сказать, либо парсеки с чёрными дырами, либо Гэндальф с Галадриэлью.

Что это было? Неизжитое, неистребимое мифологическое сознание людей, которые попросту не могли не включить в повествование вестника Богов? Или банальное смешивание жанра киносказки и кинофантастики? Попытка иносказательно донести до зрителей тезис о Божественном происхождении Вселенной или ловкий трюк, позволивший привлекать к экрану малышей, ещё не отвыкших от фей и колдуний из Перро и Андерсена?

Аспект №1-а. Вселенная или Указующий Перст.

Если Вы помните, корабль юных космонавтов был оснащён удивительной кают-компанией: нехитрым способом можно было смоделировать практически любой пейзаж или интерьер. Правда, на очень маленьком пространстве, но тем не менее. По просьбе всё того же ИОО среди прочих вариантов был предложен Указующий Перст среди пустыни. Опять-таки, совершенно непонятно назначение каменной руки, как будто предназначавшейся для статуи Ленина, при несостоявшемся Дворце Советов. Но Ленин, видимо, всё-таки тут ни при чём. Вот, к примеру, известная статуя Меркурия, как известно, отождествляемого с уже упомянутым Гермесом... Указующий перст во всех традициях трактуется, как указующий перст Бога.

Опять же, в самом повествовании роль Перста более чем скромна - его обыгрывают в комическом фрагменте, когда один из героев завис над самым Перстом и кричал: «Уберите палец!!!» Ну, там ещё, вместо Пальца ему смоделировали ванну с водой - опустили, так сказать, в купель. Согласитесь, что если бы авторы захотели просто пошутить, можно было обыграть зависание над чем угодно, хоть над памятником Пушкину.

Аспект №1-б. Вселенная или Куда летим?

Вроде бы на этот вопрос ответ дан вполне однозначный - в созвездие Кассиопея. Но так ли это? Да. Полёт официально был обозначен, как «Москва-Кассиопея» - буднично и просто, как «Москва-Тбилиси». Однако туда ли направлял их ИОО? (Ведь это только с его соизволения отроки оказались во Вселенной). Всё выглядело, как задумывалось - космонавты достигли определённой точки пространства, а потом произошло нечто странное (но вполне объяснимое в рамках фильма). Хулиган Федька Лобанов устраивает так, что корабль, превысив скорость света, оказыватся в точке назначения раньше срока.

Но там ли оказались отроки, куда они летели? Герои попадают на планету, где нет никаких чудовищ и никаких восьминогих кузнечиков с радарами, вместо глаз. Как восклицает всё тот же Федька - знаток фантастики: «Надо же! Никаких стрекозоидов!» Жители планеты - люди, их Планета - землеподобна. Разумеется, можно сказать, что сказывалось отсутствие умений по части спецэффектов. Мол, проще было показать людей в чёрных обтягивающих костюмах с серебряными «жабо», чем создавать пресловутых стрекозоидов. Возможно, и так.

А, может быть, это вовсе не далёкая планета, собственно, всё та же Земля, только через много-много лет? Не отправил ли ИОО детей 1970-х годов в Несветлое Будущее, где миром правят биороботы, превращающие всех живых - в своё подобие? Что представляла собой история Мира, куда прибыли подростки? 250 лет назад местное человечество принялось активно внедрять в экономику роботов. Для начала были созданы роботы-исполнители - они выполняли всё большее и большее количество работ, пока люди не создали, наконец, роботов-вершителей, так сказать, топ-менеджеров всего этого безобразия. И вот тут началось. Роботы захотели сами управлять своей (и не своей) судьбой. Так бывает всегда, когда человек, обленившись, поручает свою работу существу низшего порядка и считает, что всё идёт, как надо. Ибо существа вырываются на свободу и начинают требовать своё.

Аспект №2. Отроки или Инициация в невесомости.

Итак, в самом названии фильма - попытка отойти от современных терминов. Не подростки, не какие-нибудь там акселераты (любимое словечко той эпохи), а именно отроки - слово древнее, славянское, библейское - какое угодно, но не «космическое», не НТР-овское. Что первое вспомнилось, так это христианская легенда о Семи Эфесских отроках, замурованных в пещере, но погружённых Господом в длительный сон. Спящие юноши как бы выпадают из времени и, пробудившись, становятся живым символом перехода от эпохи гонений на христианство ко времени торжества его. Семеро космонавтов тоже засыпают, выпадают из времени (это постоянно подчёркивается в фильме) и пробуждаются тогда, когда это стало нужно.

Если же рассмотреть более архаические корни всего этого двухсерийного действа, то на ум приходит инициация, как способ вхождения человека в социум. (Можно даже вспомнить книжки В.Проппа о народных сказках, носящих следы древних традиций). Итак, инициация состояла из трёх частей: временное отделение индивида от общества (т.к. переход должен происходить за пределами устоявшегося мира!!!), пограничного периода (длящегося от нескольких дней до нескольких лет) и возвращения, реинкорпорации в новом статусе или в новой подгруппе общества.

В фильме звучит песня:

«Я возьму этот большой мир,
Каждый день, каждый его час.
Если что-то я забуду,
Вряд ли звезды примут нас».

Тут важно словосочетание «примут нас» - примут в ином качестве, уже не как отроков. Налицо также мифологическая интерпретация пространства: выход за пределы замкнутой территории, освоенной общиной (в данном случае - Земли начала 1970-х гг.)

Типичными для мифов и сказок являются испытания, которым герой подвергается в царстве мёртвых или на небе - Космос и некая Планета (она же полупустая Земля Будущего) чем не место для подобных испытаний? В фильме роботы постоянно произносят термин «живые», как антипод самим себе. Если космонавты - живые, то роботы - какие? Вот именно. То есть ИОО посылает отроков в типичное Царство Мёртвых для совершения определённых действий. Главное в Царстве Мёртвых - это не остаться в нём. Вот известнейший пример из греческой мифологии - по прибытии в подземное царство умершие пили из Леты, получали забвение и отныне не могли вернуться в Мир Живых. На гипотетической Планете роботы отключают у живых все человеческие «интересы», превращая их в себе подобных. То есть происходит всё тоже, что и в мифах, только с помощью новейшей сверх-техники.

Аспект №2-а. Отроки или Иван Дурак, как непременный персонаж мифа-сказки.

В фильме есть один примечательный герой - Федька Лобанов, типовой хулиган-двоечник, изобретатель и сторонник нестандартных решений. Разумеется, он дан авторами, чтобы уменьшить пафос - все остальные герои взяты со школьной Доски Почёта: «Наши отличники». Они однотипны, красивы и правильны, как передовица «Пионерской Правды». И только один человек делает их мир похожим на жизнь - Федька Лобанов, типовой Иван Дурак, он же Ганс-Чурбан братьев Гримм, он же Незнайка-на-Луне из книжки Носова, он же...он же...

Иван Дурак всё делает невпопад, он всем и всегда мешает, но именно он обладает неким знанием, которого лишены «иваны-царевичи» и «василисы-премудрые» - он способен победить Зло при помощи своей же «глупости».

Исследователи русских сказок (всё тот же В.Пропп) дают такую характеристику Ивану Дураку: «Возможно, Иван-дурак достигает всего этого благодаря тому, что он воплощает первую магико-юридическую функцию, связанную не столько с делом, сколь со словом, с жреческими обязанностями. Иван-дурак загадывает и отгадывает загадки, то есть занимается тем, чем занимается во многих традициях жрец во время ритуала sic!), приуроченного к основному годовому празднику. Иван-дурак — поэт и музыкант; в сказках подчеркивается его пение, его умение играть на чудесной дудочке или гуслях-самогудах, заставляющих плясать стадо».

Федька Лобанов выводит из строя роботов-исполнителей при помощи банальной детской загадки и за неимением дудочки-самогудочки носит при себе магнитофон. Он, как и Иван Дурак, не стремится в Космос, ради подвига, как это делают «культурные герои» 1., а, как там в сказке - «идёт, куда глаза глядят». Впрочем, именно Федька зависает над тем самым Указующим Перстом, что явно даёт понять...

Думаю, что авторы фильма всё это не вкладывали в своё повествование - они, я полагаю, не старались зашифровать эти посылы в своём фантастическом творении. Просто у людей, каким бы атеистическим ни было общество, всегда было и остаётся мифологическое сознание...

1. Культурный герой - культурологическое понятие, означающее определённый тип мифологических персонажей. Культурный герой, в частности, выступает борцом со стихийными хаотическими силами. Типичный пример культурного героя - Зигфрид.

http://zina-korzina.livejournal.com/298516.html

Posted by at        
« Туды | Навигация | Сюды »






Советуем так же посмотреть



Комментарии
Хрыч
24.06.09 11:22

Асилившие есть?

 
Шaйтaныч
24.06.09 11:24

Муж ночью к жене пристает, она ни в какую, мол, устала, работа, посуда, готовка, стирка и т. п...
Он:
- Слушай, а давай тогда по-бразильски?
Она, заинтересовавшись:
- А как это? Ну, давай...
Муж как обычно пристроился, как обычно туда-сюда, потом как обычно кончил, отвалился и захрапел...
Она:
- Милый, а при чем тут Бразилия?
Он, сквозь сон уже:
- А-а-а, извини,... (и шепотом) Ча-ча-ча...


В кафе беседуют две подруги.
- Знаешь, дорогая, твои георгины меня просто поразили! Как тебе удалось вырастить такое чудо?
- А твои тюльпаны? Я таких никогда раньше не видела.
Тут пьяный мужик за соседним столиком наклоняется к ним и произносит:
- Кстати, о цветах... Вот у моей секретарши жопа белая-белая, как лилия, а зовут почему-то Роза.


Должен был не ко мне придти зам. директора - Моисеев Саша, счас охранник звонит мне в кабинет:
- к вам Моисеев... Я ему в прикол: Борис?
б"ть, он к нему на полном серьезе: - вы Борис?
Слышу в трубку:
- ага, счас вые"у и дам тебе автограф
упал нах со стула.


Объявления в маршрутках:
- Это вам не «Билайн», все входящие платно.
- Водитель не осьминог, всем сразу сдачу давать не может!!!
- Не хлопайте дверью, водитель пугается и может перепутать тормоз с газом!
- Сдачу не клянчить!
- У дома нет конца.
- Бесплатным проездом у нас пользуются только участники Куликовской битвы.
- Об остановках предупреждайте громко и заранее, чтобы глухой водитель успел переставить свой протез с газа на тормоз.
- Стоя ехать запрещено. ДПС требует, чтобы количество трупов не превышало количество сидячих мест!


Ржевский спрашивает у друга, как надо знакомиться с женщинами. Тот ему говорит:
- Подходишь, говоришь сначала что-то острое, потом что-то скользкое, потом что-то пошлое и представляешься.
Прогуливаясь, поручик подходит к понравившейся ему женщине и говорит:
- Шило, мыло, х*й, я Ржевский.


Ни одному американцу, англичанину, швейцарцу, немцу, австралийцу не понять истошный, душераздирающий, душещипательный и волнующий крик жены, моющей посуду на кухне: "Ураааааааааа, горячую воду дали!"


Сломалась у мужика тачка. Север. Холодно. До города далеко. Останавливает машину, в ней девка:
- До города довезёте?
- А вы нефтяник?
- Нет,
- Тогда не довезу, - и уезжает
Мужик опять стоит тачку ловит, поймал, опять девка:
- До города довезёте?
- А вы нефтяник?
- Нет,
- Тогда не довезу, - и уезжает
Темнеет, мороз усиливается, вновь останавливается тачка, опять девка:
- До города довезёте?
- А вы нефтяник?
- Да,
- Садись,
Едут, едут:
- Может вам печку включить?
- Да, включите, - согрелся мужик
- Может коньячку 50 грамм?
- Неплохо было бы, - выпил, хорошо стало, дальше едут
- Может вам минет сделать?
- Ок, - совсем мужик расслабился
- А вы давно нефтяником работаете, - спрашивает девица
- Пол часа, но мне очень нравится...


Муж решил неожиданно навестить жену в командировке. Приехал, сразу влезли в постель, бурный секс, бурный оргазм.
Из-за стены крики:
- Ну трахайтесь потише, пожалуйста! Я уже с вами пять ночей не могу спать!


Приходит мужик в отдел нижнего белья и спрашивает:
- У Вас есть трусы 56-го размера?
Продавщица проискала все, но так и не нашла и говорит:
- Вы знаете, у нас нет мужских трусов такого размера, а давайте мы продадим вам женские, вам какая разница?
- Я сейчас эту разницу из штанов достану и по губам отшлепаю


Закон сохранения бабушек:
Сколько бабушек выйдет на остановке,столько же и войдет.

 
Шaйтaныч
24.06.09 11:25

---Осилил...НЕ ЧИТАДЬ!!!

 
Julhen-M
24.06.09 11:52

....анекдоты осилила. ЧИТАТЬ...

 
dff
25.06.09 04:49

всегда было непонятно - какого хрена там делает смоктуноффский.

 


Последние посты:

Девушка дня
Итоги дня
О вреде экстрасенсов, технического спирта, самогоноварения и вообще пьянства...
Да нет там никаких трусов!
Один раз живем
Мда уж...
Мусор в подъезде
Тулси Габбард
Жиза
Телега Помбола


Случайные посты:

Любительница Толстого
Как один опер жену нашел
Женился на девственнице и пожалел!
«Кажется, я разрушила отношения, пытаясь сделать комплимент своему парню»
Милфы рулят!
Девушка дня
Реальная объяснительная участника ДТП
Просыпатся не хочу!
Трэшстори
Истории людей, попавшихся на измене








Feipiter.com