«Два мира - два детства» - так называлась рубрика в советской прессе, под которой проходили статьи о тяжёлой детской жизни на Западе и счастливой - в СССР. Разумеется, там было много полуправды и подтасовок, впрочем, и отражение реальности там тоже было. Так сказать, «фифти/фифти». Я это название вспомнила даже не в связи с «винтажными» статьями, показывающими трущобы Копенгагена и тут же - светящиеся эркеры очередного Дворца Пионеров. Фраза «Два мира - два детства» возникла в процессе чтения некоторых дневников или же комментариев. Такое ощущение, что мы с некоторыми юзерами жили в разных СССР-ах, а теперь по какой-то фантастической случайности оказались в едином блого-пространстве. Так, в одном длинном трэде был примечательный спор двух юзеров, живущих в городе Смоленске. Так вот первый утверждал, что в провинции был почти голод, а второй - ругался и приводил примеры смоленского изобилия. «Два мира - два детства». Один видел на прилавке шоколад, другой - не видел. Параллельные миры, как в сериале «Скользящие». Тут даже дело не в том, что у кого-то был рубль на шоколадку, а кому-то - не выдали, а именно в самом факте - был шоколад/не было шоколада.
Вероятно, это свойство человеческой памяти - держать в голове только то, что хочется помнить. Неважно - плохое или хорошее. Кому-то нравится ощущать себя страдальцем - он и будет помнить исключительно оскорбления и отсутствие шоколада на прилавках. Восприятие - штука сложная. Мне вот в моём дошкольном детстве сталинская эпоха казалась чем-то, вроде Галантного Века - портики, колонны, свет, розовые лица холёных людей. Так и остался в голове эстетический позитив, который не смогла вытравить из меня даже «огоньковско»-перестроечная разоблачиловка. Да. Сталин - восточный деспот, но архитектура и эстетика в целом - восхитительные.
Сейчас многие авторы пытаются говорить о том, что надо отделять, ну, скажем, киноискусство Третьего Рейха от преступлений SS и не смешивать в одну кучу Марику Рёкк с Ирмой Грезе. Согласна - надо отделять, ибо в гитлеровской Германии тоже жили люди, которым даже нравился Бах, а знаменитый Герберт фон Караян был членом НСДАП. Но почему обеление Третьего Рейха должно идти на фоне очернения СССР? На популярном кабельном канале «Ностальгия» в заставке к одной из программ, произносится фраза: «Главным символом страны была очередь», а потом что-то типа: «В изобилии была только коммунистическая идеология». Это как же надо прожить, чтобы не увидеть вокруг себя ничего, кроме очередей за колбасятиной и брошюрок В.И.Ленина «Как нам реорганизовать Рабкрин»?
В своё время меня глубоко поразил и оскорбил фильм «Груз-200», действие которого происходит в 1984 году (думаю, что дата взята не с потолка и даже не в связи с каким-то реальным событием 1984 года). А просто есть магия цифр - оруэлловский «1984» с его кошмарами и тоталитарным гламуром. В фильме показан гнетущий кошмар советского бытия - грязный, задымленный город, серость, измученные и искалеченные нравственно люди. Ощущение, что действие происходит после ядерной войны в каком-нибудь последнем оплоте рухнувшей цивилизации. И многие горячо откликнулись на эту концепцию - да, так оно в провинции и было! Да не было! Если у отдельно взятого человека именно так видят глаза и так считывает подсознание, то это его персональная проблема.
Мы все бываем время от времени недовольны своим прошлым - в том числе и пресловутым «Совком» - мы начинаем вспоминать недоданные нам жвачки и непрочитанные вовремя, запрещённые книжки. Но до злобственного антисоветского взрыда доходят всё-таки единицы. Я отметаю людей, лично пострадавших от сталинизма-брежневизма - у них своя правда, они имеют право не любить Олимпиаду-80 и не верить в искренность Юрия Визбора. Однако анти-Совками часто становятся люди, которые жили в СССР не хуже, а иной раз - лучше других. Мол, жвачка-то была, но не в тех количествах, как у американского тинэйджера. У подружки платье от Dior было, но только одно, а у Маргарет Тетчер - целых 4. Группу 'Queen' слушали, но гораздо реже, чем это мог себе позволить...Фредди Меркьюри. «Да и вообще, мне недодали!!!» Если посмотреть на эту антисоветскую истерию отдельных личностей, то вырисовывается следующая картина - анти-Совок по большому счёту ругает даже не свою страну или своё детство, а...свою маму. Ведь недодала-то (если вдуматься) не Совдепия, а конкретная мама - конкретному дитяте.
И вот тут происходит интересное - человек начинает искренне верить в то, что он в свои 5-6-12...-17 лет был убеждённым антисоветчиком, ненавидел пионерлагерные танцы за скудость репертура, а советских манекенок - за несексуальные позы при демонстрации купальников (тоже отвратительно целомудренных и в ужасную оборочку). Сколько раз я читала комменты на тему «Как я смеялся в день похорон Брежнева»! Да не смеялся ты, родной. А недоумевал, как все гаврики в твоём 5 «Б», а то и пугался - тогда среди детей ходили страшноватые слухи, что после смерти Брежнева начнётся ядерная война... Более того - некоторые люди...сами себе сочиняют «биографию», согласно которой они, будучи сопливыми школьниками, жгли над унитазом красные галстуки или - гордо клали на стол комсомольский билет.
Всё дело в том, что в приснопамятные 1990-е годы иметь такую биографию считалось весьма комильфотно. Человек, не ругавший всё, что было до 1991 года, был чем-то, вроде идиота, не понимающего, что дважды два - четыре, а Пушкин - наше фсё. Тогда и сделалось модно быть оголтелым анти-Совком. И народ принялся сочинять, покруче Дюмы-отца - как мы страдали за порнуху, как мы подпольно шили джинсы, как мы презирали пионеров-героев и туда же - Зойку Космодемьянскую. В общем, куда ни плюнь - сплошные герои антисоветского подполья с нехилым стажем. Многие себе даже напридумывали прадедушек - личных друзей Колчака и прабабушек - любимых фрейлин императрицы. Так вот, господа, сейчас быть анти-Совком - это уже немодно. Более того, это становится как-то даже стыдно. Это что-то, вроде как застрять в блескуче-бандюганских 1990-х, посреди Марсов-Сникерсов и песен группы «Комбинация» про американ бой - американ-джой.
http://zina-korzina.livejournal.com/317417.html